Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

Отличные цены на натяжные

Отличные цены на натяжные потолки в Челябинске

натяжные-потолки-74.рф

НИКОЛАЙ ВИТСЕН

(1640 — начало XVIII в.)

Николай Витсен — известный государственный деятель Нидерландов, долгое время занимал пост бургомистра города Амстердама. С молодых лет отличался любознательностью, особенно интересуясь географией и народоведением. Желая ознакомиться с малоизвестными в Западной Европе странами и народами, Витсен добился своего прикомандирования к свите нидерландского посланника в Московское государство Якова Борели и отправился с ним в 1664 г. в Россию. Прибыв в Москву, Витсен довольно быстро освоился в русской столице, приобрел себе здесь влиятельных друзей. В частности, ему удалось расположить к себе даже патриарха Никона. Благодаря таким личным связям Витсен получил возможность собирать нужную ему информацию.

Как член нидерландского посольства, Витсен постоянно общался с сотрудниками Посольского приказа, ведавшего иностранными делами Русского государства. В Посольском приказе обычно сосредоточивались все сведения о странах и народах, с которыми Русское государство поддерживало дипломатические отношения или которые находились под его протекторатом. Таким образом, Витсен за год пребывания в Москве собрал большой материал о соседних с Русским государством областях.и странах, в частности о Крыме, Кавказе, Иране и т. д. После возвращения на родину он еще в течение многих лет тщательно изучал западноевропейскую литературу и дополнил материал, привезенный им из России. В результате Витсеном был написан очерк, охватывающий большую часть севера Азии и востока Европы, и издан в 1692 г. в Амстердаме на голландском языке.

В книге Витсена отдельная глава посвящена черкесам, которая представляет собой компиляцию сведений, полученных Витсеном из русских источников во время пребывания его в Москве, и литературных известий, полученных в результате изучения западноевропейской литературы. В распоряжении Витсена были, по-видимому, весьма редкие издания, которые до нас не дошли. Так, Витсен ссылается на некоего анонимного английского писателя, чье сочинение было опубликовано в 1679 г. в Париже на французском языке. Этот автор сообщает очень важные сведения о черкесах, которые Витсен вкратце пересказывает в своей книге. К сожалению, сочинение этого анонима нам разыскать не удалось и ни у одного из последующих за Витсеном писателей мы на него ссылок не находим. >

Поскольку Витсен сам на Северном Кавказе не был, в его очерк о Черкесии вкрался ряд ошибок. [87] Сочинение Витсена было переиздано с некоторыми дополнениями и исправлениями в 1705 г. в Амстердаме. Ниже дается перевод сочинения Витсена первого издания и все те добавления и разночтения, которые нами замечены в издании 1705 г.

(«Северная и Восточная Татария...», Амстердам, 1692 — перевод с голландского Е. С. Зевакина (публикуется впервые))


СЕВЕРНАЯ И ВОСТОЧНАЯ ТАТАРИЯ

ИЛИ СЖАТЫЙ ОЧЕРК НЕСКОЛЬКИХ СТРАН И НАРОДОВ,

как уже известных, так и тех, которые доселе были неизвестны и большей частью не описаны никогда, татарских и соседних с ними областей, местностей, городов, рек и селений в северных и восточных частях Азии и Европы, по ту и по сю сторону рек Танаис и Оби, а также местностей, лежащих около Каспийского, Восточно-Индийского и Черного морей, каковы области: Нкхе, Даурин, Иессо, Мугалия, Калмыкия (Калманкия), Таптут, Узбек, Северная Персия, Грузия, Крым, Алтия, а также Тунгусия (Тингусия), Сибирь, Самоедия и другие владения, принадлежащие к царству их царских величеств. С картами, согласно с тщательными многолетними исследованиями и с собственными наблюдениями описано, зарисовано и опубликовано Николаем Витсеном в Амстердаме в 1692 году.

NOORD EN OOST TARTARYE, OFTE BONDIG ONTWERP VAN EENIGE DIER LANDEN EN VOLKEN, WELKE VOORMAELS BEKENT ZIJN GEWEEST: BENEFFENS VERSCHEIDE TOT NOCH TOE ONBEKENDE, EN MEEST NOOIT VOORHEEN BESCHREVE TARTERSCHE EN NAABURIGE GEWESTEN, LANDSTREEKEN, STEDEN, RIVIEREN, EN PLAETZEN, IN DE NOORDER., 1692

Черкесия

Страна черкесов лежит у самого Каспийского моря, ее северные соседи — астраханские ногаи, на юге дагестанские и тарковские татары, на западе абазы (абхазы) и мингрельские племена.

Земля черкесов живописна, хороша и очень приятна; там есть долины, поля и леса, а также прекрасные источники; на воле растут цветы, тюльпаны красивые, дикие; встречаются также породы красивых кустарников, с короткими стеблями, вишневые деревья, яблони, груши, орех и т. п. Земля очень плодородная; у них нет садов, только поля. Богатство жителей составляет рогатый скот, лошади и, в особенности, прекрасная шерсть, которую им дают овцы. Часто встречаются довольно большие озера. Там водятся хорошие грубошерстные овцы, куры и другая птица. Черкесы никогда не сеют два раза подряд на одном месте. Они так смелы на коне, так быстро умеют гнаться на лошадях, что нельзя не сдаться им.

Из ячменя они делают напиток, крепкий, как вино. [88] У черкесов, живущих около Каспийского моря, нет ни городов, ни укреплений, и они живут в деревнях, в открытых местах. Их религия, как утверждает Тавернье, состоит из одних суеверий. Они живут свободно [говорит он], но управляются, особыми вождями. Старейший в роде в данной деревне считается старшиной. Они добры от природы. Осенью бывает у них главный праздник; тогда трое старейших в деревне совершают обряды: они закалывают козла или барана, произнося при этом особые молитвы; мясо приготовляют и кладут на столе под открытым небом, так, чтобы вся деревня (Или: все округа, все соседи) могла прийти поесть. Затем делят мясо и едят его, сопровождая еду многочисленными жестами и словами. Господину деревни подносят часть мяса со многими глупыми языческими церемониями. Он ест стоя, а в это время совершают еще разные обряды.

Весной в каждом доме закалывают козла, барана или ягненка, но большей частью козла; иногда это делают несколько семей Вместе. Одного из этих животных выносят потом за деревню, насаживают распяленную шкуру, голову и ноги на палку и совершают перед ними самые отвратительные обряды. Мясо съедают. Господин деревни или старшина отделяет себе лучшую часть. После того целый день пьют напиток, называемый буза, и справляют праздник, танцуя, играя на дудках и прыгая. После этого праздника они начинают обрабатывать землю.

Кроме описанного празднества у них ежегодно бывает еще церемония в домах: глава семьи ставит деревянный крест, к которому каждый домочадец прикрепляет зажженную свечу; смотря по тому, гаснут свечи или горят, они делают предсказания, что этот человек будет долго жить или умрет, его обкрадут или он счастливо избежит засады и т. п. Одна деревня у них обкрадывает другую; щадят только вождей, детей и: знатных людей.

Когда гремит гром, они радуются, выбегают наружу, приплясывая; считают счастливыми тех, в чей дом ударит молния, и они в радости проводят весь год; если ударит в человека, он почитается святым. Как ударит гром в деревне, отыскивают белого козла и животному оказывают почести: падают перед ним, водят его со свечой на шее. Есть у них одна книга,;>храня-щаяся у одного из старейшин, ее больше не должен видеть никто; когда старейшина умрет, выбирают другого для хранения книги; что там написано — мне неизвестно, но-достоверно то, что оттуда они черпают свои многочисленные суеверия и думают, что по этой книге можно излечивать больных и т. д. Их женщины выдают себя за знахарок и лекарок. У них есть обычай на Ильин день высоко подбрасывать вверх коз; ту, [89] которая упадет на ноли, ее сильно ощипывают и почитают целый год.

Черкесы, живущие у Каспийского моря, когда женятся, покупают себе жену у старейшины или у друзей за муку, скот или за что-нибудь другое, а самые знатные дарят подарок, справляют свадьбу танцами и прыжками, потом кладут их спать, и так брак совершен. Если детей нет, муж берет другую жену. Если муж поссорится с женой и докажет ее неправоту, вождь деревни продает ее. Женщины трудолюбивы и много работают; очень хорошо вышивают платья, седла, колчаны и т. п. Если соседи враждуют и ссорятся, спор улаживается вождем деревни или князем, которых там несколько, если это важное дело, виноватого продают, чтобы удалить его из страны во избежание беды. Самые знатные среди них не обрабатывают землю, но стараются набрать небольшую кучку людей и ночью грабят, угоняют скот и похищают людей как у друзей, так и у врагов, ибо воровство — врожденное свойство этого народа. Виноград в этой стране не растет, и вино здесь совсем не употребляется, пьют редко и табаку не употребляют. Бедные люди, по сравнению с богатыми, все равно что рабы. Хотя там довольно холодно, они одеваются легко, ночью и днем разводят огонь. Они редко ведут войну с другими странами.

Пятигорские черкесы (кабардинцы) редко приходят в долину, так как это горное племя и они называются черкесами пяти гор; если за ними погоня, они отступают в неприступные горы, где дороги очень узки, так что они могут перебить врагов, поднимающихся к ним наверх.

Пятигорские женщины очень целомудренны, но падки на воровство.

По образу жизни черкесы очень похожи на ногаев, живущих вблизи Астрахани, только черкесы живут в лесах и на возвышенностях, а те в открытых местах. Среди черкесов некоторые исповедуют магометанство, однако в таком искаженном виде, что они почти что впали в язычество, подобно тем, которые настоящие язычники. У них нет обнародованных писаных законов.

Считают, что среди них можно встретить красивейших людей в мире. Они, очень гостеприимны, разумны и приветливы. Живут в чаще лесов и загораживают ветвями дорогу к своим домам, чтобы татары, которые всюду делают набеги, не нашли их; татар привлекают красивые люди в качестве добычи. Черкесы хорошие наездники, употребляют стрелы и луки, а также копья и дротики. Воровство у них не наказывается или очень мало и редко, а если.воруют ловко, то это даже хвалят. Для питья они употребляют вместо стаканов коровьи рога. Не очень любят выпить; их обычный напиток вода с медом. Там есть [90] священные места, где на деревьях висят стрелы, луки и другие предметы, принесенные после совершения определенных обрядов; эти места так почитаются, что даже разбойники не смеют трогать повешенных там священных предметов.

Когда хоронят кого-нибудь, то те, кто сопровождает покойника, кричат очень громко, родственники наносят сами себе раны, шатаются, царапают себе лицо и горюют очень долго пока рана не заживет. Жрец произносит несколько слов над могилой. Потом там едят и пьют. Если человек умирает в доме, то его друзья поднимают неистовый шум, подобно язычникам. Рабы этой национальности очень ценятся.

Земля черкесов лежит у самых гор; с правой стороны Черное море, где живет народ, называемый абаса, абхазы или абассы, страна которых находится под властью двух государей. Там нет городов, но много селений на очень высоких горах. По случайности их внешность и образ жизни те же, что у черкесов, но они едят сырое мясо большей частью. Там растет виноград. Говорят они на особом языке. Ни писаных законов, ни письменности у них нет. Они христиане по имени, но почти совсем не соблюдают христианских обрядов. Большие воры и обманщики. В этой стране можно встретить много водруженных крестов. Леса их крепость. Они смелые мореплаватели и иногда из-за них бывает опасно плавание из Каффы в Константинополь. Денег там нет, но они ведут меновую торговлю рабами, воском и мехами. Продают своих земляков туркам. На Черном море у них есть хорошая гавань Эшиаумунн. Воюют иногда с черкесами и с мингрелами.Кроме лука и стрел, употребляют также огнестрельное оружие. Одеваются как черкесы, только иначе подстригают волосы. На подбородке волосы у них выбриты, а усы длинно отпущены. Очень ленивы: не ловят рыбу в море, хотя она там в изобилии.

Недалеко оттуда живет еще один народ, который зовут лезами (Лазы — отуреченные южные грузины) или куртами, магометанской веры; они граничат с Грузией и с областью Требизонда (На малоазиатском берегу Черного моря). Живут они на очень высоких горах на берегу Черного моря. Это племя обитает в лесах; они ничем не занимаются, только пасут скот да гоняют его.

По нижнему течению реки Борисфена (Днепр) в Украине и в окрестностях живут племена, также называемые черкесами, они греко-православного вероисповедания, ныне находятся под властью великого султана турецкого. По-моему, неуменье отличить этот народ от черкесов у Каспийского моря является причиной того, что одни говорят, будто все черкесы язычиики, а другие — что все они христиане.

Некий анонимный английский писатель, чье сочинение опубликовано в Париже в 1679 году на французском языке, [91] говорит про черкесов, что знает таких, которые живут у Меотийского моря и по течению Борисфена, что их женщины очень любят выпить, что они истребили у себя крупную и мелкую знать и теперь управляются начальниками или вождями, которые живут в полном согласии с общиной.

Свои жилища они строят из дубовых стволов, переплетающихся листвой, обмазывают их белой глиной так, что издали похоже на камень; сверху дома плоские и покрыты землей; очаг находится посреди дома, а у тех, которые живут ближе к морю, в углу. Так сообщил дальше английский писатель.

Река Бёстро (При устье Терека) отделяет дагестанских или горных татар от черкесов, живущих у Каспийского моря.

Самого главного теперешнего черкесского князя, резиденция которого в городе Терки, зовут Казбулат Мусалиевич, он убил собственной рукой двух своих братьев, одного из них звали Каракашлы; сын его жив до сих пор и зовут его Михайло Яковлевич. Эти братья были князьями у черкесских племен, называемых охоцкие и кабардинцы, которые теперь после братоубийства попали под власть вышеназванного Казбулата Мусалиевича. Он очень жаден насчет земли, как и весь его народ.

Кабарда — небольшая черкесская область.

Минерва у древних имеет прозвание Кабардия, по-видимому, в определенном месте, и именно в этой местности; говорили также в древности Минерва (Римская богиня, олицетворение мыслящей силы. Римляне отождествляли ее с греческой Афиной Палладой) Кабардинская, как это можно прочитать на надписи.

В Черкесских горах неподалеку от Каспийского моря встречается много развалин башен, замков, городов и т. п., построенных во времена Александра Великого, как рассказывают в этих местах. На развалинах видны письмена и древние надписи, вырезанные на камне, которых теперь нельзя разобрать. В персидском городе Шабран, стоящем на берегу Каспийского моря, недалеко от Дербента, также есть древнее здание с очень искусно сделанными сводами.

У Альхасена, описавшего жизнь великого Тамерлана, мы читаем, что, когда Тамерлан отправился против Баязида (Турецкий султан Баязид I Илдерим (Молниеносный) (1360—1403)), чтобы защитить Константинополь и помочь христианскому царству, он прошел через землю черкесов и грузин, которые отдались под его власть; автор говорит про них дальше, что они христиане и всегда были данниками греческого царства с тех пор, как их покорил Помпей. А раньше они были под властью Митри-дата, побежденного Помпеем. Альхасен пишет, что они красивы и хорошо сложены, хорошие воины; они скрываются в горах и там защищаются. Отправляясь на войну, поджигают свои [92] хижины и разоряют страну. Многие из них вступили в войско Тамерлана и пошли против Баязида. Однако, сопоставляя то, что Альхасен говорит, будто они были христиане, с тем, что мы находим у современных черкесов у Каспийского моря, большей частью неверующих, можно сказать, что горные черкесы ближе к Мингрелии и теперь исповедуют христианство, а черкесы у Каспийского моря — язычники; тогда эти племена делились на многие княжества и, мне кажется, те самые, которые в то время были христианами, теперь частью приняли закон Магомета или язычество под влиянием соседей, или наоборот.

Рождество и пасха празднуются у этих народов, по-видимс му, потому, что они были христианами.

Мне кажется, что я видел черкесского посла в Москве, он был одет в косматую войлочную одежду и овчину мехом наружу, с белой и черной блестящей, как шелк, красиво завитой шерстью, так что не уступит бархату; на голове такая же шапка без полей, люди его свиты, как и он сам, были стройны и красивы.

Главным городом черкесов у Каспийского моря прежде был Терки (Основан в 1563 г. на левой стороне р. Старый Терек) но черкесы этой области теперь подвластны московитам. Все их прежние крепости заняты русскими войнами, а сами они живут в неукрепленных селениях, хотя у них есть собственные вожди или князья и свои управители, как сказано выше, однако они все подданные их царских величеств. Говорят, что они платят приблизительно столько дани, что этого хватает на содержание солдат. Для обсуждения важных дел они заседают с русскими воеводами. Они крепкого сложения, несколько широки лицом, хотя не так, как ногайцы, с черным п. как смоль, волосами; стригут волосы, оставляя их на дюйм длиной, а на макушке сзади висит небольшая коса. Языком и одеждой они похожи на дагестанцев, только не носят четырехугольные шапки. Женщины белы лицом, с румяными щеками; свои черные волосы они выпускают двумя локонами на плечи; летом ходят в полотняных рубашках красного, зеленого или желтого цвета, открытых до пупка.

Как мужчины, так и женщины приветливы, доброго нрава и целомудренны. Мужчины большей частью в полях, со скотом, который составляет их главное занятие. Женщины занимаются домашним хозяйством. Черкесы могут брать больше одной жены, но делают это редко. Если человек умирает бездетным и у него есть брат, последний продолжает его род (семью), как у евреев. Многие из них делают себе обрезание и верят в единого бога; церквей у них нет. Если умирает знатный человек, приносят в жертву козла, шкуру его вешают и кланяются ей один за другим, а в это время хорошенько напиваются водкой [93] или каким-нибудь другим крепким напитком. Чтобы узнать, приятна ли жертва богу, они отрезают у козла половой член н бросают его об стену, если он приклеится — значит жертва угодна, если нет — закалывают другого козла. Покойников хоронят с почестями; над трупами более знатных строят домики. Жилища у них плохие и маленькие.

Черкесы, в особенности пятигорские, не хотят, чтобы их считали за татар, живущих в большом количестве вокруг них в этих местах. И по внешности они выглядят не так, как татары.

Один англичанин пишет про них следующее: черкесов много разных племен: так горские, что означает люди с гор, большая часть которых язычники, и басеащенки, что означает бритые головы, так как они бреют волосы на голове, оставляя их на макушке. Они имеют обыкновение приветствовать людей, обнажая голову вопреки магометанскому обычаю. Басеащенки достойны подражания и знамениты своим гостеприимством; они готовы рисковать за вас своей жизнью, если вы их отблагодарите; они будут стараться для своих братьев или земляков, провинившись перед ними в нарушении клятвы или верности, которую они обычно обещают чужим людям. Если кто-нибудь хотел бы устроить засаду против чужого гостя пли можно опасаться еще чего-нибудь, тогда соседи соединяются для поддержки чужестранца; так мы поняли от тех людей, которые сами там побывали.

В городе Тарку (Тарки — город и владение дагестанских шамхалов) на берегу Каспийского моря рядом с черкесами и в окрестностях живут кумыхcкие татары, иначе называемые Дагестан или Тагестан или великаны этих гор, подвластные шамхалу; значительная часть населения Тарку, а также Крыма русские и говорят по-русски; большая часть из тех, кто был взят в плен, переменили веру; эти никогда не уходят оттуда, а многие и не желают уходить; однако, многие тысячи, в особенности среди взятых в плен в России, сохранили христианскую веру. Так дальше пишет английский писатель.

Татария

О пятигорских черкесах есть у меня следующие достоверные сообщения, присланные мне из Польши немцем из Верхней Германии, а именно:

Пятигорские черкесы, или черкесы с пяти гор, граничащие с крымскими татарами, живут в горах. У меня нет никакого доказательства того, что они татары. Они белы лицом и телом, это свидетельствует о том, что это люди другой расы. По-видимому, они не страдали никогда от нашествия татар благодаря природе тон страны, где они живут, потому что она [94] неприступна для всякого врага, кто бы ни был. Подъем и дороги там так узки, что двоим сразу нельзя по ним пройти и дорога в виде глубокого оврага с горами по обеим сторонам, откуда несколько человек легко могут перебить камнями и бревнами целое войско. Одного из этих людей царь Михаил Федорович сделал своим главным советником, звали его Зойл Московский, а за свои прекрасные советы он был назван князем Иваном Борисовичем. Он отличался такой скромностью, что принял бы прошение, поданное на улице ребенком. Один из его племянников, князь Яков Куденетович недавно умерший, был очень любим царем и всеми людьми.

Они язычники или, так сказать, совсем выродившиеся христиане, так как у них можно встретить еще такой остаток христианства, как празднование пасхи; в остальном они язычники. У них есть обычай в июле месяце подбрасывать кверху молодых козлят: те, которые упадут прямо на ноги и останутся на ногах, те для них божество, они целый год будут предметом почитания. Так сказано дальше в этом сообщении.

Один очевидец рассказывал мне, как Булат, князь у черкесов, живущих недалеко от Каспийского моря, за столом когда пировал со своей компанией, вместо того, чтобы разрезать едуна тарелке для других, как это делается у нас за обедом, велел подавать куски мяса или баранью ногу или бычью, и сначала один, потом другой кусок хозяин хватал и, держа ногу или кусок мяса в руке, откусывал несколько раз, сколько было охоты и так ел; передавал потом тот же кусок своему ближайшему соседу, который ел тем же способом, сколько хотел, передавая затем дальше; кусок ходил вокруг стола, пока небыл съеден до конца; затем подавалась новая нога и так до насыщения. Они едят колбасу из конины, а также ремни, вырезанные из лошадиной кожи, в четыре пальца шириной; их бросают в огонь, где они перекручиваются один с другим и так жарятся; потом их вынимают и скоблят с обеих сторон; а во время обеда каждый берет по куску и ест, отдирая одну полосу от другой зубами.

Приветствие у черкесов большей частью соединяется с вопросом о здоровье скота.

Эти кумыки живут у подножья гор ради прекрасных рек, стекающих оттуда и впадающих в Каспийское море, а также потому, что так им легко скрыться в горах, когда их преследуют за грабеж, которым они занимаются; при малейшей опасности они угоняют свой скот в горы, потому что их соседи-татары, черкесы, грузины и мингрелы грабят друг друга, когда только могут.

Большинство из этого народа магометане; они состоят под покровительством персов, но имеют своих вождей. Они защищают от калмыков путь в Персию. Одеждой похожи на крымских татар. Полотно и шелк привозят им из Персии. [95]

Они свободные люди и имеют столкновения со многими народами.

Олеарий говорит, что река Тюменка образуется из большой речки Быстрой; это возможно, так как он называет рекой Быстрой реку, названную мною Майсура, между тем как настоящая река Быстрая довольно значительная речка, протекает немного ближе к Персии.

Город Терки в черкесской земле на берегу Каспийского моря имеет в длину две тысячи футов, а ширину восемьсот. Их царские величества, которым принадлежит этот город, держат там сильный гарнизон. Черкесы живут в отдельном предместье, на другом берегу реки.

Терки расположен между рекой, в древности называвшейся Геррус, и великой Ногайской пустыней. У этого народа, в котором гораздо больше языческого, чем магометанского, сохранились некоторые мусульманские обычаи, а то немногое, что у них осталось от учения Магомета, они переняли из Турции. Многие черкесы, живущие у Меотийского моря, которые прежде исповедывали христианскую веру, теперь переменили ее на магометанство. Говорят, что в древности от этого племени произошли египетские мамлюки (Мамлюкские султаны Египта (1252—1517) происходили от купленных тюркских и черкесских рабов, из которых состояла гвардия эюбидского султана Салих-Эюба).

В городе Терки живет немного русских свободных людей. За рекой, протекающей там, обитает немногочисленное племя, которое зовут окоцкие; они магометане.

Черкесские женщины носят на голове сзади надутый пузырь, круглый, как голова, так что кажется, словно у них две головы; это имеет у них особое значение. Девушки ходят с распущенными волосами, спереди подстриженными, и носят большие шапки.

Терки стоит в доброй полмиле от моря на речке, называемой Тюмени. Местность от моря до города болотистая, низменная со впадинами; чтобы попасть в город, нужно переправиться через реку. Берег моря покрыт камышом. Нигде нет гавани, кроме устья упомянутой реки.

Около города Терки живет черкесский князь или мурза по имени Мусса, подвластный их царским величествам или признающий их, но все-таки правящий собственной властью. Его подданные живут, как свободные граждане хорошо, хорошо одеваются, украшают стены своих домов коврами, луками, стрелами и т. п.

Татары из Тарку или Таркоу — города, лежащего также на берегу Каспийского моря, угрюмы, грязны, плохо одеты, жестоки и склонны к воровству, так как у них разрешается обокрасть человека. Они сами себе господа и никому не подчиняются. [96] В Черкесии есть только два города — Темеросса (Темрюк или Тамань) и Темен (Тюменский острог — одно из названий города Терки), первый на Черном море, около залива, соединяющегося с Тейн-морем (Азовское море) прямо против Арботка в пятистах милях от Азова; другой город Темен стоит на Каспийском море в тысяча ста милях от Темеросса; остальные населенные места расположены в лесах и огорожены палисадой из кольев.

Это очень плодородная страна, изобилующая всеми сортами зерновых хлебов, богатая прекрасными лугами со всевозможными дикими плодами, там водятся многочисленные дикие звери, как например: серны, дикие козы, кабаны и др.

Более значительные реки (насколько мне известно) это Кубба (Кубань), текущая с Пятигорья между Черкесией и Малой Ногайей, между Темероссой н Азовом и впадающая в двадцати милях ниже Темеросса в Тейн-море, пройдя расстояние в пятьсот миль. Вторая река Балк (Нынешняя Малка (прим. ред.)), начинающаяся в Кабарде и в двухстах милях от своего истока впадающая в реку Терек. Река Терек стекает с гор между Шолохоф Кнасс и Мендарова Кнасс и течет почти прямо на восток мимо Кораха Коллада, оттуда мимо Шусса и Сунжа и так дальше по направлению к Вейстра, а в шестистах милях от истока она впадает в Каспийское море между Темен и землей комуков, комоков или кумыков, в шести милях от города. Третья река называется Тюменка, это рукав реки Терека; она течет через город Темен и в трех милях оттуда впадает в Каспийское море. Наконец, река Кестар, также вытекающая из Терека и в шестидесяти милях ниже Темен ее также принимают воды Каспийского моря.

В отношении к религии черкесы очень невежественны и суеверны, так, когда они закалывают козла или борова, они отрезают у него половой член, бросают его об стену и если он приклеится к стене, поклоняются ему; если же нет, выбрасывают вон; шкуру растягивают на палках, ставят ее на засеянных полях и молится ей.

Так как я уже упоминал здесь про область Пятигорья, и ее немного опишу.

Пятигорье означает пять вершин; эта область состоит из пяти очень высоких больших гор, находящихся в пятистах милях от Каспийского моря, в другую сторону, чем Кабарда, а в этой области Кабарды горы еще выше, чем в Пятигорье, это Снееснагор и Шатгора (Эльбрус), которые, как и вся область Кабарда до Шолохоф, покрыты всегда снегом. [97]

Область, лежащая рядом с Черкесией, Абассия (Абхазия) расположена между Черкесией и Мингрелией. Жители ее во всем похожи на черкесов.

Добавления и разночтения в издании 1705 года

(В Амстердаме)

Титульный лист:

1) Северная и восточная Татария, заключающая в себе описание различных татарских и соседних областей в северной и самой восточной частях Азии и Европы, согласно с тщательными многолетними исследованиями и с личными наблюдениями составлено, описано, зарисовано и обнародовано Николаем Витсеном, бургомистром в Амстердаме и т. д. и т. п. С предисловием и со многими рисунками. Часть 1-2. Амстердам, 1705.

Часть 1. На 1-м титульном листе — Амстердам, Схальками. 1705.

На шмуцтитуле посвящение Петру Великому. На титульном листе — год 1705.

Часть 2. На шмуцтитуле — Северная и Восточная части Азии и Европы, 1705.

На 1-й странице заголовок как в старом издании: Северная и Восточная Татария.

2) Добавление: Раньше черкесский народ был очень могучий, потому что они держались вместе в согласии и общими силами давали отпор врагу, но когда они друг от друга отделились и не действовали заодно, они были покорены (стр. 552, т. I, изд. 1705).

3) Добавление: Черкесы много забавляются танцами и умеют очень красиво танцевать: в тысяча шестьсот девяносто седьмом году (1697), когда я был приглашен в Амстердаме к столу его величеством Петром Алексеевичем и удостоился царской чести по случаю большой победы, одержанной войсками его царского величества над турками и татарами около устья Дона, тогда я видел, как танцевали двое из этих людей почти полтора часа, невозможно описать прыжки и быстрые изгибы тела, которые они делали; они изображали танцем исполнение смертной казни, отрубанье головы, рук и ног, что на деле должно было само по себе иметь отвратительный вид; однако, красивые прыжки, выгибанья и тысяча быстрых движений тела под звуки инструмента придавали танцу и представлению приятность; иногда преступник лежал навзничь, на спине и умел держать свой живот так прямо, что его товарищ на нем стоял [98] и много раз кувыркался, как будто не прикасаясь, опираясь одной рукой умел прыгать через все тело: отрубанье рук и ног изображалось танцем так же, как и обезглавливание мечом; танцор, представлявший палача, держал в руке палочку, с помощью которой, прыгая с ритмом, он изображал все что надо было делать по должности палача (стр. 553-554, изд. 1705).

4) Добавление: одних черкесов называют луговые черкесы, других - кабардинские, или горские черкесы (изд. 1705, стр. 554)

5) Разночтение: один французский писатель говорит об этой национальности следующее (изд. 1705, стр. 556).

6) Разночтение: Так дальше пишет вышеназванный писатель (1705, стр. 556).

7) Добавлен заголовок: О пятигорских черкесах (изд. 1705, стр. 557).

8) Примечание переводчика: Зайл может означать опора-столп и тогда надо перевести: названной опорой Московии за свои прекрасные советы, по имени князь Иван Борисович (и т. д.) изд. 1705, стр. 557).

9) Разночтение: Князь Яков Куденетович Черкасский по прозванию, недавно умерший, такого же нрава, очень любимый царем и всеми, кто его знал (изд. 1705, стр. 557).

(пер. Е. С. Зевакина)
Текст воспроизведен по изданию: Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII-XIX вв. Нальчик. Эльбрус. 1974

© текст - Гарданов, В. К., Зевакин Е. С. 1974
© сетевая версия - Thietmar. 2010
© OCR - Анцокъо. 2010
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Эльбрус. 1974