АРАКЕЛ ДАВРИЖЕЦИ

КНИГА ИСТОРИЙ

(О ПРОИСШЕСТВИЯХ В АРМЕНИИ, В ГАВАРЕ АРАРАТСКОМ И В ЧАСТИ ГОХТАНСКОГО ГАВАРА

НАЧИНАЯ С 1051 П0 1111 ГОД АРМЯНСКОГО ЛЕТОСЧИСЛЕНИЯ)

(1602-1662)

Аракел Даврижеци (XVII в.)

Наиболее видным армянским историком эпохи позднего средневековья является Аракел Даврижеци, которого армянский историк XX в. Лео называет «звездой первой величины», не имеющим себе равных ни среди историков предшествующего столетия, ни среди современников. [35]

Биографические сведения об Аракеле Даврижеци скудны. Он родился в конце XVI в. в Тебризе и стал духовным лицом. Известно, что в 1635 г. он был настоятелем монастыря Ованнаванк, далее переехал в Эчмиадзин, где провел большую часть жизни. Его наставником и учителем был католикос Филиппос Ахбакеци (1633-1655). Позднее Аракел Даврижеци получил сан вардапета.

Современники считали Аракела Даврижеци сведущим и мудрым человеком; так, историки Степанос Лехаци и Закария Канакерци отзывались о нем как об одном из образованнейших людей своего времени.

Аракел Даврижеци является автором «Книги историй». В последней главе своего сочинения Аракел Даврижеци рассказывает о том, как ему было поручено написание этой книги. Он пишет: «...повеление трижды блаженного и увенчанного Христом патриарха и восприемника святого Эчмиадзинского престола владыки Филиппоса, католикоса всех армян, вынудило нас [приняться за труд сей], ибо сам многомудрый патриарх владыка Филиппос и все мудрые, добродетельные и престарелые мужи, жившие до него и при нем и видевшие все эти события и происшествия, о которых рассказано в сей "Книге историй", а именно: разорение страны армян, пленение и истребление христиан, а также оскудение и ослабление церковного порядка, утрату славы и разорение высокого и христообитаемого престола святого Эчмиадзина, а также и восстановление их и другие исторические события, записанные в этом повествовании, — все, что эти люди с большим вожделением и бессмертной мечтой хотели увековечить в памятных записях к сведению следующих поколений, живущих в этом веке, а также тех, что [будут жить] в грядущие годы, — они без конца просили и умоляли католикоса Филиппоса приказать кому-либо выполнить эту задачу: написать историю» 110. Далее Аракел Даврижеци сообщает: «Поэтому мне недостойному и презреннейшему служителю слова, по прозванию Аракел, уроженцу города Тавриза, обучавшемуся у этого католикоса владыки Филиппоса... был, [объявлен] грозный приказ патриарха» 111.

Католикос Филиппос Ахбакеци не случайно поручил вардапету Аракелу Даврижеци столь ответственное дело, как написание истории родины. Он учитывал большие знания и опыт Аракела, который, будучи эчмиадзинским нвираком (нунцием), побывал во многих странах, где жили армяне, и воочию видел экономический и культурный упадок Армении, Аракел Даврижеци долго отказывался от написания этого труда, понимая всю меру возлагавшейся на него ответственности. В 1651 г. он в конце концов был вынужден подчиниться «приказу патриарха» и приступить к созданию «Книги историй». В связи со смертью католикоса Филиппоса, последовавшей 25 марта 1655 г., работа над «Книгой историй» была прервана. Новый католикос, Акоп Джугаеци (1655-1680), убедил Аракела Даврижеци продолжить его труд. [36]

Вот что пишет об этом Аракел Даврижеци: «...святейший патриарх наш, католикос Иакоб, снова напомнил мне об этом, призвал меня к себе и, убедив, вторично поручил мне это же самое дело. И вот я, претерпев множество мук, кое-как собрал столько историй и изложил, [их].

...сам я, видя разорение страны армян, ослабление народа нашего и злодеяния магометан, [терзался], и сердце мое пылало от горечи и скорби, поэтому я согласился записать [все] это» 112.

Закончил Аракел Даврижеци «Книгу историй» в 1662 г. Он скончался в 1670 г. Похоронили его на территории Эчмиадзинского монастыря.

Основной труд Аракела Даврижеци, «Книга историй», посвящен истории Армении и охватывает 60-летний период XVII в.

Это было трудное время для Армении. В начале XVI в. под властью персидского шаха Исмаила (1501-1524), основателя династии Сефевидов, оказались Южный Азербайджан, Армения, Западный Иран. В первой четверти XVI в. началась война между Турцией и Ираном. В 1515-1516 гг. турки вторглись в пределы Армении, захватили города Сис, Таре, Адану и др. Военные действия продолжались до 1555 г. В этом году между Ираном и Турцией был заключен мирный договор, в соответствии с которым Армения была разделена между персидским и турецким государствами. Земли, расположенные южнее Армянского хребта и западных гор Васпуракана, отошли к Османской империи, а расположенные к северу и востоку от хребта — к Ирану.

Мир оказался непродолжительным. В 1578 г. турецкая армия нанесла персам тяжелый удар и овладела всем Закавказьем. По мирному договору, заключенному в 1590 г., к Турции отошли Закавказье и Южный Азербайджан.

Во время этих войн турки разоряли и истребляли местное население.

В 1603 г. шах Аббас I (1587-1629) захватил Тебриз, а затем, перейдя Араке, подчинил Джульфу (Джугу), Нахичеван и после продолжительной осады захватил Ереван.

По приказу шаха Аббаса персидские военачальники насильственно сгоняли население в Араратскую долину, чтобы затем переселить его в Иран (1603 г.). Особенно от этого пострадал г. Джульфа, разграбленный и сожженный персами. Жители его в окрестностях Исфахана построили новый город, назвав его Новой Джульфой (Новой Джугой).

В период правления шаха Аббаса I к Ирану отошли Араратская долина и Сюник. В 1639 г. при шахе Сефи (1629-1642) и султане Мураде IV (1623-1640) был заключен мирный договор, по которому Иран получил северо-восточные области Армении, Восточную Грузию и Азербайджан.

В соответствии с договором Армения была разделена на две части: западную — турецкая Армения и восточную — персидская Армения. В восточной Армении и в пограничных с Ираном областях (современный Азербайджан) были созданы ханства: Шекинское, Ширванское, Гандзакское (Гянджинское), Бакинское, Нахичеванское, Ереванское, а впоследствии [37] и Карабахское. В Западной Армении были образованы пашалыки: Карсский, Эрзурумский, Баязидский, Ванский, Харбердский и др.

Положение армянского народа было очень тяжелым. Население должно было платить подушную подать, налог на скот, военный налог и пр. В восточной Армении персы периодически производили «набор девушек» для гаремов, а в западной Армении турки осуществляли «набор мальчиков» (от 2 до 4 лет) для пополнения янычарских полков.

О бедственном положении населения в турецких вилайетах свидетельствуют восстания, охватившие в XVII в. территорию от Киликии до Каспийского моря.

Являясь современником и очевидцем описываемых им событий, Аракел Даврижеци рассказывает о жизни армянского народа в первой половине XVII в., останавливаясь главным образом на Ереванском и Нахичеванском ханствах. Он описывает также жизнь армянского населения во Львове и Новой Джуге. В «Книге историй» имеются главы, освещающие насильственное переселение армян из Джуги в Иран, в предместье Исфахана, осуществленное шахом Аббасом I в 1603 г. Аракел Даврижеци так описывает бедственное положение армянского населения в этот период: «И, видя бесчеловечные злодеяния персов, убийства, грабежи и насилия, все жители Джуги, отчаявшись, поневоле собрались уйти. И хотя сильные телом или имущие уже снарядились в путь, немощные и неимущие, вдовые и старцы не могли уйти, они жалобно вздыхали, скорбели и рыдали, оплакивали горькими слезами: кто — дом и кров свой, кто — жилище и вотчины, кто — церкви, кто — могилы и гробницы умерших предков своих, а кто — немощность тела и неспособность уйти...» 113.

Аракел Даврижеци повествует о повстанческом движении в Османской империи. В книге приводятся сведения о турецко-персидских войнах. Автор дает также подробные характеристики турецким султанам и персидским шахам первой половины XVII в.

Большое место в сочинении уделено описанию монастырской жизни в Эчмиадзине. Автор рисует жизнь ученых-вардапетов, подчеркивает их значение для просвещения народа. С печалью описывает он положение армянского народа в связи с насильственным его обращением в мусульманство. В главе 14 автор пишет: «...начались великие гонения на армян, которые, оставив дома, семьи и имущество свое и поднявшись, рассеялись куда глаза глядят: в горы и пустыни, в места, где не раздавился голос человеческий. И многие, уйдя в дальние гавары, переменив имя и обличье, жили там, не опознанные никем, а иные из них, голодая и умирая от голоду, много дней бродили в горах и в страхе перед царем и обрезателями не смели войти в селение или показаться кому-либо [на глаза]» 114.

Автор «Книги историй» с сочувствием относится к порабощенным народам, проживавшим в Иране. В связи с этим следует упомянуть о главе [38] 34, названной «История евреев, проживавших в городе Исфахане, а также и других евреев, которые проживали под владычеством персидских царей, [о том], по какой причине их вынудили отречься от своей религии и принять веру Магомета» 115.

Сочинение Аракела Даврижеци, как отмечает Л. А. Ханларян, — «не история царей и властителей, а в первую очередь история армянского народа и его соседей. "Книга историй" Аракела повествует о судьбах Армении, ее народа, простых людей» 116.

«Книга историй» по праву считается первоклассным источником по политической и социально-экономической истории не только армян, но и других народов Закавказья и Среднего Востока 117. Академик М. Абегян с большой похвалой отзывался о языке сочинения Аракела Даврижеци 118.

За год до смерти Аракела Даврижеци «Книга историй» была издана в Амстердаме 119. Вторично труд Аракела Даврижеци был опубликован в 1884 г. Через 12 лет последовало новое издание 120.

Академик М. Броссе перевел труд Аракела Даврижеци на французский язык 121.

Этот интереснейший памятник средневековой армянской историографии вышел впервые на русском языке в 1973 г. в переводе Л. А. Ханларян с ее предисловием и комментариями. В нашей работе использовано именно это издание.


Комментарии

110. Аракел Даврижеци. Книга историй. Перевод с армянского, предисловие и комментарий Л. А. Ханларян. М., 1973, с. 502.

111. Там же, с. 502-503.

112. Там же, с. 503.

113. Там же, с. 75-76.

114. Там же, с. 149.

115. Там же, с. 356-372.

116. Там же, с. 30.

117. См.: Видные деятели армянской культуры, с, 413.

118. Абегян М. История древнеармянской литературы. Т. 2. Ер., 1946, с. 444 (на арм. яз.).

119. Книга историй, написанная вардапетом Аракелом Даврижеци. Амстердам, 1669 (на древнеарм. яз.).

120. История вардапета Аракела Даврижеци... Эчмиадзин, 1884 (на древнеарм. яз.); История вардапета Аракела Даврижеци... Эчмиадзин, 1884 (на арм. яз.); История вардапета Аракела Даврижеци... Вагаршапат, 1896 (на древнеарм. яз.).

121. Brosset M. Livre d’histoires compose le vartabied Arakel de Tauriz. — Collection d’hitstoriens armeniens. Т. 1. SPb., 1874, с. 267-605.

Текст воспроизведен по изданию: Армянские источники о Средней Азии VIII-XVIII вв. М. Наука. 1985

© текст - Тер-Мкртичян Л. Х. 1985
© сетевая версия - Тhietmar. 2018
© OCR - Иванов А. 2018
© дизайн - Войтехович А. 2001 
© Наука. 1985