Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

Путешествие Английского купца Антона Дженкинсона из Лондона в Москву в 1557 году 1

«С Божиим блогословением 12 Мая показанного года, выехал я из города и в тот же самый день сел в Гревзенде на добрый корабль Примерозу, быв определен (хотя и недостойный) главным Капитаном (Chiefe Captaine) над оным и тремя другими: Св. Троицею, Евангелистом Иоанном и Св. Анною. На моем корабле находился Посланник Руского Царя 2 Осип Непея Григорьевич».

Хотя подробное описание плавания судов от Лондона до берегов Белого моря и покажется некоторым читателям скучно; но поелику оно знакомит нас со многими любопытными обстоятельствами, [114] сопровожавшими путь Дженкинсона, то и заслуживает быть здесь помещенным.

«Отплыв 12 Мая из Гревзенда, плыли мы вниз по Темзе с приятною погодою и восточным ветром. На другой день стала Примероза на мель при Black-tail 3, и с Божиею помощию сошла с оной благополучно чрез сутки. 14 числа пришли мы в Ladie оf Holland 4, и простояли тут на якоре до 20 числа. Потом поставили все паруса и проплыли чрез Golmore gate 5, оттуда в Balsey slade 6 и Orwel 7, где и положили якорь. Проходя Golmore gate, нaшел корабль Св. Троица на северные каменья и едва избежал крушения. Избавившись с Божиею помощию от сей явной погибели, оказалась в оном сильная течь и я должен был приказать вытащить его на берег, и исправить. 28 числа при западном ветре снялись мы с якорей; но корабль Евангелист Иоанн стал скоро на [115] мель при Andros sand. С Божиею помощию сняли его невредимо во время полной воды.

Снявшись 29 Мая с якоря со всеми судами дошли мы до Orfod Ness 8, и должны были стать здесь на якорь за северным ветром. Ночью отошел ветр к югу, и мы, поставя паруса, скоро миновали Ярмутские 9 пески. Отсюда плыли мы на NW и NNW до 1 Июня, когда настало безветрие, продолжавшееся целыя сутки. После сего сделался шторм от NW с проливным дождем и мы легли в дрейф. 3 числа настал опять ветр от W и мы пошли прежним курсом на север; 4 ч. случился опять шторм от NW, продолжавшийся три дни; мы лежали во все время в дрейфе; 7 ч. начал дуть ветр от севера, который который принес нас к берегам Англии, около Ньюкастеля 10; однако же мы, не ходя в гавань, лавировали 8 и 9 числа.

Июня 10 отошел ветр к NNW, и мы, положа якорь около Flamboro head 11, [116] оставались там до 17 числа. В сие время настал попутный ветр, и мы пошли на NtO. 21 оказалась широта по наблюдению 60°; переменя курс, шли мы от сего места на NNO и N до 25 числа. В сей день увидели мы некоторые острова, называемые Heilick islands на NO, в широте 60° 40' 12. Не желая приближиться к берегу, правили мы на NW и вскоре увидели Rost islands, соединяющиеся с матерым берегом Финмаркена (Норвегии). И так, продолжая путь наш в виду берегов сих, обсервовали 27 числа широту места 69° 00' и видели остров Lofoot.

Замечательно, что между островами Рост и Лофоот есть водоворот (whirle poole) называемый Малестранд 13 (Malestrand), который от половины прилива до [117] половины отлива производит ужасный шум. Ежели в сиe время попадет в оный дерево или бревно, то выносится уже на беpeг мочалками. Весь берег Финмарка состоит из высочайших гор, покрытых вечным снегом. Прибыв к острову Zenam, в широте 70° видели мы около нашего корабля ужасных китов длиною около 60 футов. Поелику это было время случки, они производили ужасный крик.

Дошед до залива Iuger sund, встретили мы безветрие, и во время оного наловили множество трески. Вскоре после сего прибыли мы к самой северной точке нашего плавания: Норд-Капу, лежащему в широте 71° 10'. Мы видели здесь солнце прямо на севере, и высота оного была только 4° над поверхностию горизонта. Июля 3 прибыли мы в Wardhouse, сопровождаемые такими сильными туманами, что не видали берегов. Вардгуз есть замок, стоящий на острову, в расстоянии 2 миль от берега; близь оного есть еще два другие острова; жители оных питаются во все время года рыбою и кормят оною скот.

Вышед из Вардгуза, прибыли мы скоро в Кегор или северную часть Лапландии. Здесь есть глубокий залив, называемый Dommeshof и в южной части оного [118] находится Руский монастырь Pechinchow 14. Ужасные туманы разлучили нас с прочими тремя кораблями, но через семь дней встретились мы опять при Св. Носе, за коим лежит губа Св. Николая (Белое море). При носе сем лежит огромный камень, и все проходящия мимо оного барки приносят ему в жертву масло, хлеб и прочую пищу. Здесь бывают почти всегда ужасные туманы. 6 числа миновали мы реку Арцину, где погиб с кораблями Сир Гуг Виллюзби (1553).

Лапландия есть высокая земля, покрытая всегдашними снегами. Половина [119] жителей идолопоклонники. Летом живут они при море и питаются рыбою, из коей приготовляют хлеб; а зимою отходят в леса и занимаются ловом оленей, волков, медведей и лисиц. В сие время года окутываются они так шкурами зверей сих, что кроме глаз ничего не видно. Они не имеют жилищ, но скрываются в палатках. Охотою занимаются не только мущины, но даже и женщины.

Продолжая плавание около Св. Носа, прибыли мы 9 Июня к мысу Grace, лежащему в широте 66° 45'. Под берегом сим глубина от 20 до 30 саженей, и на якоре стоять удобно; течение здесь от SW и NO. От сего мыса плыли мы до Grosse island, который лежит от помянутого мыса на SW, в расстоянии 35 миль. Отсюда поворотили мы к другому берегу и увидели I'oxnose 12 числа; а на другой день стали благополучно на якоре со всеми судами на рейде Св. Николая в земле Руской. Всего проплыли мы от Лондона до рейды сей 750 лиг (6552 версты); в пути находились 62 дни.

В тот же самый день съехал Посланник на берег, со всеми людьми, коих он пригласил в службу к Царю. Шесть дней [120] жили они в монастыре Св. Николая и потом отправились в Москву.

Корабли наши разгрузили очень скоро, и наполня их Рускими товарами, отправили 1 Августа обратно в Англию. 3 ч. отправился я с моими товарищами в Холмогоры, и прожил там до 15 числа. Отсюда поехали мы водою по быстрой реке Двине и миновали устье реки Пинеги. Оба берега оной состоят из высоких алебастровых гор; по берегам видно множество соснового выкидного лесу, который, говорят, лежит здесь от Ноева потопа. 19 ч. прибыли мы в город Yemps 15; на пути видели мы много поташных и смоляных заводов.

В последних числах Августа пришли мы в старинный город Устюг. Здесь сходятся две реки Юг и Сухона. Река Юг принимает начало свое в земле Татар, называемых Черемисами и граничащими с Пермью (Permia). Отправясь из Устюга прибыли мы в город Тотьму: в сем месте река очень мелка и камениста; проходящия здесь барки встречают большия затруднения. Речныя суда называются здесь [121] насадами и дощениками; первые бывают очень длинны, широки и плоскодонны, в грузу идут они один фут, но поднимают 200 тоннов (12 600 пуд) клади. Насады крепятся только деревянными гвоздями, а железа ни сколько не употребляют. Во время попутного ветра поднимают парус, а впрочем идут всегда бичевою. По Двине видно множество судов сих, и все принадлежат городу Вологде, ибо там живет множество богатых купцов.

Сентября 12 прибыл я в Вологду, очень большой и славный город; река рассекает его на двое. Все домы здесь выстроены из соснового лесу без камня и железа; они составляют четвероугольники, и двор покрывается берестою или лубками. Церкви здесь также деревянныя, в каждом приходе по две; т. е. летняя и зимняя; под крышу насыпают очень много земли, дабы поставить преграду огню; ибо пожары здесь случаются неимоверно часто. От Холмогор до Вологды 1000 верст.

Декабря 1 отправился я из Вологды в почтовых санях. Путь мой шел следующим образом: от Вологды до Вокшерского яму 14 в., от оного до Ярославля 30, потом до Ростова 50, отсюда до Переславля Залесского 40, из сего большого города, [122] стоящего при обширном озере, до Москвы 115 верст, куда я прибыл 6 Декабря. Между Вологдою и Москвою считается 14 ямов, кои составляют около 500 верст. (Ныне от Москвы до Вологды только 429 верст; тракт лежит по прежним же местам. Дженкинсон, как видно ошибся в своем счете.).

Декабря 10 прислали за мною, чтоб я прибыл в Царский замок. Там отдал я мои письма Секретарю, который говорил со мною о разных предметах, по повелению Царя. Прочитав бумаги мои сказал он мне, что Царь удовлетворит мое желание.

25 ч. представлен я был Царю и целовал его руку. Он сидел на высоких раззолоченых креслах, имея на голове украшенную корону, а в руке золотой жезл, осыпанный драгоценными каменьями. На сажень от него сидел брат, а подле него 12-ти летний отрок, наследник Казанского Царя. За ними сидело много Дворянства (Nobilities) в весьма богатых одеяниях. Когда я отдал мое почтение Царю, то он, назвав меня по имени, сказал мне: «Антон Дженкинсон, приходи обедать». После сего ушел я домой. [123]

Обед начался при свечах в 6 часов вечеpа. Царь сидел в большой зале, посреди которой находился узорочно сделанный четвероугольный столб, вокруг коего стояли paзныe столы. За столом, стоявшим в переднем месте, сидел Царь, брат его, и дядин сын, Митрополит, Казанский наследник и еще несколько Бояр по одну сторону. Там было за обедом много разных Посланников и других иностранцев, Христиан и язычников, числом до 600. Сверх того находилось там еще 2000 военных Татар, недавно покоренных, кои служили ему против Лифляндцов; но они обедали в других залах.

Я сидел за маленьким столом против Царя: он присылал мне несколько бокалов вина, меду и разной пищи с Боярином (Duke). Вся утварь на столе моем была золотая и серебряная; некоторыя золотые кружки были осыпаны каменьями и стоили, по крайней мере 400 ф. стерлингов.

Там, был еще серебряный поставец (Capboard) весьма узорочно обделанный; на оном лежал кусок золота в 2 ярда длиною (40 вершков), на вершине коего изображены были башни и драконовы головы. Еще стояли там золотыя и серебряныя бочки, [124] втулки коих изображали замки (castels) весьма богато и искусно сделанные. Царю и всем сидящим прислуживали Бояре (Dukes). Когда обед кончился, то Царь, подозвав меня к себе, поподчивал питьем из своих рук. После сего ушел я домой.

Примечание. Когда Царь пил, то все сидевшие вставали, и во всякое время, когда он принимался за какое блюдо или питье, то крестился. Я видел еще многое, чего здесь не написал.

Января 6 было у них Крещенье. Царь, с братом и многими знатными, в весьма богатых, одеяниях, украшенных жемчугами, драгоценными каменьями и дорогими мехами, шли процессией в церковь. Митрополит, разные Епископы и Священники были также с ними. Царь имел на голове корону на Татарский манер. В сей день видел я опять Царя в Руском одеянии. Он спросил у Канцлера: я ли это? И на подтвердительный ответ сказал мне: приходи обедать.

Вышед из церкви, шел Царь с пpoцессиею к реке, которая была покрыта крепким льдом. Митрополит, освятя воду по их обряду, окропил оною Царя и еще некоторых знатных. После сего окружили помянутое отверзтие множество народа по меньшей [125] мере 5 000 чел., которые черпали освященную воду в разныя посудины и уносили домой. В cиe время окрестили тут несколько Татар и купали детей и больных; все cиe совершалось при Царе. По отбытии его, поили речною водою Царских лошадей.

Обед начался при свечах. Царь сидел в деревянном, весьма ярко вызолоченном домике (end sate in a woodden house, verry fairely gill). За обедом было до 500 человек; я сидел опять на прежнем месте, а Царь посылал ко мне кушанье и питье.

Москва обширный город; домы большею частию, деревянные, однако есть и каменные с железными ставнями. Церквей есть довольно каменных, но деревянных более; зимою их топят. Дворец Царский есть очень большой и прекрасный замок, который обнесен с четырех сторон высокою и толстою кирпичною стеною. Окpужность оного около двух (Английских) миль (3? версты); в югозападной стороне протекает речка. В стене 16 ворот и несколько болверков.

Дворец Царя, отделяется от замка долгим валом, простирающимся от юга на север, по течению реки. В дворце сем есть несколько церквей каменных и деревянных с высокими, крепко вызолоченными [126] шпицами. Внутри замка находятся разныя лавки, для каждого товара особая: там продают рожь, глиняную посуду, горшки, сани и проч.

Страна сия преисполнена низменными и болотистыми местами; рек и лесов много; однако же хлеба родится в изобилии. Царь имеет великую силу: он победил Поляков, Лифляндцев, Литву, Шведов, Татар и идолопоклонников, называемых Самоедами. Царство свое он значительно распространил. Народ свой содержит он в строгом подданстве; все дела вершит он сам, как бы они малозначительны ни были. Против нарушителя порядка законы весьма строги.

Митрополит занимается духовными делами, и решит оныя сам. Царь его много уважает. Когда у священников их умирают жены, то постригают их в монахи, коих в стране сей очень много.

Они утпоребляют питье и пищу разного рода; любят грубыя яствы и тухлую рыбу. Принимаясь пить, они дуют прежде в посудину, содержащую напиток. Самая большая дружба состоит в том, чтобы пить вместе. Жены у них весьма послушныя, содержатся строго, и выпускаются из домy только в некоторыя времена года. [127]

В каждом хорошем городе есть питейный дом, называемый Cursemay (кружало). Царь отдает оные на откуп, или предоставляет на год и на два в пользу какому нибудь Боярину, за eго услугу. В сиe время Боярин заведывает всем городом. Когда он разбогатеет, то Царь отзывает его обратно и употребляет опять на войне; там издерживает он стяжание свое. От сего тягость войны падает на народ.

Седла их делают из дерева и жил; они золотятся, украшаются дамасковою работою и покрываются сукном или сафьяном. По краям седла привешиваются маленькие барабанчики, по гулу коих бегут лошади их гораздо скорее.

Россияне одеваются следующим образом. Верхняя одежда их делается из дорогого желтого сукна, простого сукна или шелковой материи; она простирается до самых пят, и украшается большими серебряными пуговицами или галунами; рукава весьма длинны, и когда надеты, то представляют множество сборов или складок. Под сим одеянием есть другое длинное же, но узко сшитое и с большим другого цвета воротником; оно бывает всегда застегнуто. За сим следуют рубаха, [128] довольно тонкая, вышитая красным шелком или золотом; воротник оной украшается жемчугом. Под оную надеваются полотняные подштанники, и потом род штанов без подкладки. Сапоги бывают почти всегда из желтого или красного сафьяну. На голове носят они Colepeck, колпак с серебряною или золотою пуговицею, которая нередко украшается жемчугами и каменьями, и еще черную лисью шапку с широким околом.

Когда они отъезжают на войну, то имеют при себе Турецкий меч, лук и стрелы. В городе не носят они opyжия, а только два или три ножа, черенья коих обделаны рыбьею кожею.

Зимою ездят все в санях; поелику реки в cиe время замерзают, то ездить весьма ловко и удобно. 400 миль (700 в.) можно легко проехать в три дни. Летом, по причине ужасной грязи, ездить весьма неприятно. Знатный Россиянин никогда не ходит пешком: летом ездит он на верховой лошади, а зимою в санях и сидит на богатом ковре, или белой медвежей коже. Лошадь покрывается попоною, шея ея увешивается волчьими или лисьими хвостами. Управляет оною обыкновенно [129] маленький мальчик, а слуги стоят на запятках.

Описание напитков, употребляемых при Дворе

1. Есть мед, делаемый из малины, весьма приятного вкуса и розового цвета. (Видно в Англии не было еще малины, ибо Сочинитель говорит: ягоды сии видел я в Париже).

2. Вишневый мед цветом и вкусом походит на красное Французское вино.

3. Мед, делаемый из ягоды, называемой: смородина, которая растет во всех местах России.

4. Мед черешневый, делаемый из черных вишен.

5. Простой мед, делаемый из меду и воды и каких то приправ.

6. Березовка - напиток, весьма приятный: он делается из соку у березовых дерев, но пьют его только в Апреле, Мае и Июне месяцах, ибо в другие месяцы деревья сии не дают соку». 16


Комментарии

1. Путешествие Дженкинсона почерпнуто из его собственного Журнала, и представляется здесь читателю теми словами, как оно напечатано у Хаклюита в I томе, на стр. 346.

2. В подлиннике везде говорится Еmреrоur (Император).

3. Black-tail находится по реке Темзе в 3 милях на ONO от Нора.

4. Ladie of Holland ныне называется Hollidays, канал между песчаными мелями на Эссекском берегу, глубиною в 9 футов; суда, плывущия в Гарвич, проходят оным.

5. Находится недалеко от Гарвича.

6. Находится недалеко от Гарвича.

7. Находится недалеко от Гарвича.

8. Orfod Ness находится на Суффолькском берегу в широте 52° 17', долготе восточной от Гринвича 1° 06'.

9. Yarmouth, широта 52° 55', долгота 1° 35'.

10. Newcastle, широта 55° 03', долгота 1° 27'.

11. Flamborough, широта 54° 09', долгота 0° 04'.

12. Heilick islands. Острова сии находятся у западного берега Норвегии в широте 65° 15', долготе 9° 30'.

13. Малестранд есть известный мальттром, мнимая пучина, которою пугают мореплавателей. Мальттром образуется между островами Rost, Loefort, Moskoe и Lofoden, и есть не что иное, как спорное течение или водоворот: многие писали, что эта ужасная пучина поглощает все вблизи идущие корабли. Дженкинсон описывает водоворот сей очень справедливо, что придает и остальной части его повествования особенную цену.

14. Печенский монастырь называется ныне Кольско-Печенский, ибо находится в самом городе Коле. Прежде стоял он близь Двинской границы, недалеко от Норд-Капа. Имя получил от реки Печенги. Вот отрывок граматы, данной в 1556 году Печенскому монастырю: «По умолению детей наших, царевича Князя Иоанна Иоанновича и Царевича Князя Феодора Иоанновича, пожаловал есьма его Царского Богомолия от студеного моря Океана, с Мурманского рубежа Пресвятыя Живоначальныя Троицы Печенского монастыря Игумена Гурия с братиею, или кто в том монастыре иной Игумен и братия будут, вместо руги и вместо молебных и панихидных денег для их оскудости, на пропитание в вотчину морскими губами: Мотаукою, и Лицкою, и Урскою, и Лазренскою и Новденскую губами». См. Описание Архангельской губы Молчанова, 1813 г.

15. Емецкое село Холмогорского уезда, где бывает ярмонка.

16. Издатель С. О. обязан за сообщение сей статьи почтенному В. Н. Берху.

Текст воспроизведен по изданию: Путешествие английского купца Антона Дженкинсона из Лондона в Москву в 1557 году // Сын отечества, Часть 78. № 23. 1822

© текст - Берх В. Н. 1822
© сетевая версия - Thietmar. 2010
© OCR - Strori. 2010
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Сын отечества. 1822