ИОВАННЕС ДРАСХАНАКЕРТЦИ

ИСТОРИЯ АРМЕНИИ

Иоаннес Драсханакертци (IX-X вв.)

О католикосе Иоаннесе Драсханакертци (род. между 845 и 850 гг.) по сравнению с другими армянскими историками имеется много сведений. Так, [13] его современник историк Товма Арцруни пишет: «...после него (Маштоца. — Л. Т.) унаследовал патриарший престол (в 897 г. — Л. Т.) блаженный владыка Иоаннес, который воспитывался и учился в школе святого Маштоца... он был человек вежливый и скромный, простого нрава и далекий от заносчивой надменности, постоянно пребывая в рядах кротких, прославленных спасителем нашим Иисусом Христом» 31.

Как мы полагаем, Иоаннес Драсханакертци «в школе святого Маштоца» получил обычное для того времени религиозное образование. Степанос Таронеци Асохик называет его «ритором».

Являясь в 897-925 гг. католикосом, Иоаннес Драсханакертци был часто посредником между враждующими группировками армянских князей, между царем Армении и арабскими востиканами Атрпатакана (Азербайджана). Во время своих переговоров с востиканом Юсуфом он был схвачен и посажен в тюрьму. Впоследствии ему удалось бежать, и он нашел себе пристанище в области Арцах. В дальнейшем, после многих скитаний, он переехал в Грузию. Получив от константинопольского патриарха Николая письмо с сообщением о бедствиях, постигших Армению в связи с арабским нашествием, Драсханакертци возвратился на родину и обосновался в области Тарой (Западная Армения), где вел подвижническую жизнь. Через некоторое время он возвратился в Восточную Армению. Иоаннес Драсханакертци вел активную дипломатическую деятельность, направленную на урегулирование отношений между арабами и армянами.

На старости лет Иоаннес Драсханакертци поселился на оз. Севан, а затем перебрался в Бюракан, где построил собор, от которого в настоящее время остались руины. Преследуемый арабами, он наконец нашел пристанище у царя Васпуракана Гагика и его брата Гургена. Дожив до глубокой старости, Иоаннес Драсханакертци умер между 929 и 931 гг.

Из литературного наследства Иоаннеоа Драсханакертци до нас дошли два труда: «Список армянских католикосов», в котором даны сведения о патриархах армянской церкви, и «История Армении». Второе сочинение написано им в преклонном возрасте и завершено за несколько лет до смерти.

В предисловии к «Истории Армении» он пишет: «Не стоит мне тратить много времени на это предисловие, ибо немощную мою старость подстерегает смерть у моих дверей, и страх перед неизвестностью торопит меня повествовать о злосчастных событиях и ужасных междоусобицах, которые выпали нам на долю» 32. Судя по этому предисловию, Иоаннес Драсханакертци написал свое произведение «по велению царей».

«История Армении» обнимает события от«всемирного потопа» до начала X в. Условно это сочинение можно разделить на две части. Первая, древняя часть, включающая период до конца IX в., основана на сочинениях [14] армянских историков предшествующего времени. Вторая часть, наиболее интересная, так как автор выступает здесь как очевидец и участник описываемых им событий, посвящена первой четверти X в. Для периода IX-X вв. труд Драсханакертци является основным источником по истории Армении. Именно во второй части автор раскрывается перед нами как большой художник. Стиль Иоаннеса Драсханакертци напоминает стиль Библии и древних армянских историков — Мовсеса Хоренаци и Егише, что свидетельствует о влиянии искусства риторики этих больших мастеров древности на литературное творчество более позднего времени.

В «Истории Армении» автор описывает экономический, политический и культурный подъем страны при Смбате Багратуни, рисует и то плачевное состояние, в котором Армения очутилась из-за междоусобиц, распрей нахараров, их измены царю, перехода на сторону врага — арабских завоевателей. Особенно живо Драсханакертци освещает правление царя Смбата (890-914), казненного арабским востиканом Юсуфом, а также подробно описывает правление его сына царя Ашота II, прозванного за свою смелость и выносливость Еркатом — Железным (914-928).

Католикос Иоаннес Драсханакертци стремился примирить враждующих нахараров, быть посредником между царем и армянскими князьями, однако его старания не привели к желаемому единству. В связи с этим он с горечью пишет: «Когда мы переносили эти ужасы со стороны чужеземных разбойников-грабителей, мы обращали взоры на наших царей и князей, а также вождей и нахараров страны нашей. И с надеждой мы ждали, что они не поддадутся искушению и не отпадут, а постараются найти выход из этого бедствия, честно свяжутся друг с другом общим братством и объединятся, чтобы, подобно Давиду, метать камни из пращи в нового Голиафа... Однако этого нам не удалось увидеть, но противное тому пришлось нам перенести» 33.

«История» Драсханакертци является важным источником для изучения Закавказья, в особенности истории Грузии и Кавказской Албании. Очень ценны, например, сообщения об отношениях Смбата I и Ашота и Ерката с куропалатом Атрнерсехом. Они свидетельствуют об армяно-грузинском сотрудничестве, о совместной борьбе против Арабского халифата в IX-X вв.

Впервые сочинение Драсханакертци было издано в 1843 г. в Иерусалиме 34. В 1853 г. оно вышло под редакцией видного армяноведа Н. Эмина в Москве 35. На французский язык этот труд был переведен Ж. Сен-Мартеном и издан посмертно в 1841 г. Он был переведен также на грузинский язык и издан с параллельным древнеармянским текстом в 1965 г. Е. Цагарейшвили. [15]

В настоящей работе мы даем в нашем переводе отрывки из «Истории Армении» Иоаннеса Драсханакертци, основываясь на тифлисском издании 1912 г.


Комментарии

31. Товма Арцруни. История дома Арцруни, с. 243.

32. Иоаннес Драсханакертци. История Армении. Тифлис, 1912, с. 5 (на древнеарм. яз.).

33. Там же, с. 257.

34. Историография католикоса всех армян Иоаннеса. Иерусалим, 1843 (на древнеарм. яз.).

35. Иоаннес католикос Драсханакертци. История Армении. Издано Мкртичем Эмином. М., 1853 (на древнеарм. яз.).

Текст воспроизведен по изданию: Армянские источники о Средней Азии VIII-XVIII вв. М. Наука. 1985

© текст - Тер-Мкртичян Л. Х. 1985
© сетевая версия - Тhietmar. 2018
© OCR - Иванов А. 2018
© дизайн - Войтехович А. 2001 
© Наука. 1985