Auctarium Mariaecellense

(Анналы Хайлигенкройца I. Мариацелльское дополнение)


Описание:

Отдельные исторические заметки за 1049-1259 гг. из монастыря Кляйн-Мариацелль (Орден св. Бенедикта, Нижняя Австрия, диоцез Пассау), в качестве дополнения к обширной хронике монастыря Клостернойбург (Орден каноников св. Августина, Нижняя Австри, диоцез Пассау), содержащей кроме всего прочего Annales Mellicenses, Annales Claustroneoburgenses, a. 1075-1139, Annales Claustroneoburgenses, a. 1142-1224, Annales Sancrucenses, a. 1225-1233 и Annales Sancrucenses, a. 1234-1266. За 1136 г. более подробно описывается основание монастыря на основе соответствующих грамот, за 1250 и 1259 гг. - разрушение и новое освящение монастырского здания.

Рукописи – Mss.

Wien, Oesterreichische Nationalbibliothek, Cod. Ser. n. 4189 до 1265 г. написана одним почерком

Литература о рукописях:

W. Wattenbach (MGH SS, 9), 1851, 605 Рукопись E, тогда утерянная

Издания – Edd.

W. Wattenbach (MGH SS, 9), 1851, 646-647 из редакции Annales Mellicenses, произведенной Х. Пецем с дополнительным сообщением за 978 г., отсутствущим в рукописи.

Литература – Comm.

E. Klebel, Die Fassungen und Handschriften der oesterreichischen Annalistik, Jahrbuch fuer Landeskunde von Niederoesterreich N. Ser. 21 (1928) 43-185 о данном тексте стр. 56-57, 95-105

H. Fichtenau, Urkundenbuch zur Geschichte der Babenberger in Oesterreich. 1: Die Siegelurkunden der Babenberger bis 1215 (Publikationen des Instituts fuer Oesterreichische Geschichtsforschung, 3, 1), Wien 1950, 10-12 Nr. 9 о заметке об основании монастыря в 1136 г.

F.-J. Schmale, Die oesterreichische Annalistik im 12. Jahrhundert, Deutsches Archiv fuer Erforschung des Mittelalters 31 (1975) 144-203  о данном тексте стр. 175-177

M. Roland, Buchmalerei in Handschriften aus Mariazell – Die Entwicklung bis ca. 1300, в Hoffen auf die Ewigkeit. Gruendung und Entfaltung des Benediktinerklosters (Klein) Mariazell in Oesterreich im 12. und 13. Jh., сост. Th. Aigner, Berndorf 2020, 353-390 о данном тексте стр. 387-389, автор предполагает происхождение текста скорее в Вене нежели в самом Кляйн-Мариацелле