ЗНАЧЕНИЕ АРМЯНСКИХ ИСТОЧНИКОВ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ КУШАНСКОГО И ЭФТАЛИТСКОГО ПЕРИОДОВ ИСТОРИИ СРЕДНЕЙ АЗИИ

В предисловии к своему исследованию, посвященному Сасанидскому Ирану, крупный арменист К. П. Патканьян писал: "Мы видим, что они (армянские источники. — Л. Т.) вообще правдивее большинства восточных писателей, не исключая и греческих. Элемент баснословия не допускается ими, за исключением чудес, совершенных верою, святыми. Несмотря на сильную привязанность к своей родине, нации, обыкновенно армянские писатели не задумываются обвинить свой народ и отдавать справедливость другим, когда они, по их мнению, того заслуживают; не умалчивают о поражениях и бедствиях своих соотечественников и в то же время не уменьшают чужой славы, если только источники... сами по себе не были искажены неверностями..." 1.

История Армении и история Средней Азии в первые века нашей эры непосредственно связаны с историей Парфии и Сасанидского Ирана. Это обстоятельство отразилось на содержании исторических произведений древних армянских авторов.

Приведенные нами тексты из сочинений Мовсеса Хоренаци и Себеоса рассказывают о происхождении династии Аршакидов, причем не только в Иране, но и в Армении. В них также содержатся сведения о наличии кушанских (индийских) Аршакидов.

Положение о существовании династии кушанских Аршакидов было впервые выдвинуто С. П. Толстовым 2. Вслед за С. П. Толстовым это положение было высказано К. В. Тревер 3.

Как отмечалось выше, Кушанское государство разделилось на две части. В. В. Зеймаль делает следующее предположение о разделе Кушанского государства. "Примерная одновременность Васудевы и Канишки III (кушанские цари. — Л. Т.) породила предположение о том, что (на протяжении последних десятилетий "еры Канишки") произошел раздел Кушанского государства на [65] "Западное" и "Восточное" царства. Существует и другое деление — на "северную" и "южную" части (Гёбль 1967, II 4, с. 300). Хронологическая параллельность Васудевы и Канишки III, опирающаяся только на нумизматическую типологию, позволяет ставить вопрос о возможности такого раздела. Но для каких-либо уверенных суждений и выводов слишком явно не хватает фактов" 5.

Мы солидарны с точкой зрения Р. Гёбля о разделе Кушанского государства на "северную" в "южную" части, т. е., как нам кажется, на среднеазиатскую и индийскую. Что же касается мнения Е. В. Зеймаля о том, что для уверенного суждения о разделе Кушанского царства на две части "не хватает фактов", то с этим мы не можем согласиться.

На наш взгляд, Е. В. Зеймаль чересчур настороженно относится к сведениям о кушанах, которые дают древние армянские историки (и слишком снисходительно к китайскому источнику "Хоу Хань-шу", также составленному в V в.) 6.

Е. В. Зеймаль заявляет, что основным источником, использованным Мовсесом Хоренаци, был труд Агафангела 7. Однако это не совсем так. Мовсес Хоренаци использовал также древнейший памятник иранской литературы "Растсохун" ("Правдивое слово") и труды греческих авторов (об этом мы говорили в первой части нашей работы).

В связи с этим мы считаем уместным привести мнение В. Г. Луконина о Мовсесе Хоренаци: "Моисей Хоренский в своей "Истории Армении" объясняет успех Арташира тем, что "две Пахлевских (парфянских) отрасли, называющиеся в Пахле Сурэном и Аспахапетом, завидуя царствующей [в Парфии] отрасли, [происходящей] от собственного их рода, т. е. Арташеса, добровольно изъявляют согласие, чтобы царствовал Арташир, сын Сасана". Это бесспорно имело место (сведения Моисея Хоренского хорошо согласуются с данными skz 8)..." 9.

К сожалению, мы не располагаем другими источниками для категорического утверждения о существовании кушанской ветви аршакидской династии, кроме армянских источников и нумизматических данных. [66]

В то же время, по данным китайской летописи, почерпнутым из книги акад. Б. Г. Гафурова, "в 147 г. н. э. из Кушанского царства в Китай была привезена одна из священных буддийских книг — "Амитаба-Сутра". Первым крупным переводчиком буддийских книг на китайский язык был выходец из Средней Азии, член царского рода Аршакидов, подвизавшийся во II в. н. э. (свыше 20 лет) в столице Китая и создавший там свою школу" 10. Напомним и мнение К. В. Тревер, которая писала: "Великий кушанский царь был Аршакуни (Аршакид) — деталь, которая до сих пор историками Средней Азии не учитывалась" 11.

Существование кушанской ветви династии Аршакидов подтверждают приводимые нами выше отрывки из сочинений Агафангела и Мовсеса Хоренаци, содержащие призыв армянского царя Хосрова к его родственникам-кушанам для борьбы с династией Сасанидов, пришедшей к власти в Иране на смену аршакидской династии (тексты, II), В этой борьбе Хосров потерпел поражение. Основатель сасанидской династии Арташир I разбил парфяно-армянские войска во главе с родом Карэн, союзные римские войска отступили, а кушанские отряды были отозваны из Ирана 12.

Необходимо отметить, что армянская историческая традиция победу сасанидского царя над Хосровом и его родственниками-кушанами, представителями аршакидской династии, приписывает вероломному обещанию Арташира подарить парфянам "собственный их дом, называвшийся Пахлавом, престольный город Бахл и страну Кушанов" 13 за уничтожение Хосрова. Об этом повествует Мовсес Хоренаци (тексты, II).

Отрывки из сочинений Агафангела, Мовсеса Хоренаци и Себеоса (тексты, I-III) свидетельствуют о парфянском происхождении династии Аршакидов как в Армении, так и в Средней Азии в период существования Кушанского царства. Эти отрывки показывают совместную борьбу армянской и кушанской ветвей аршакидской династии против Сасанидов, пришедших к власти в Иране на смену парфянской династии, родиной которой была "страна кушанов" (называвшаяся также "Пахлавом") с "престольным городом Бахлом". [67]

Отрывки из сочинения Мовсеса Хоренаци (тексты, IV) говорят о происхождении родов Карэн-Пахлав, Сурэн-Пахлав и Мамиконян.

Мовсес Хоренаци повествует:

"И суть цари Пахлавики (Аршакиды. — Л. Т.) следующие: после Аршака Великого наследует ему Аршакан на 13-м году [царствования] армянского царя Вахаршака и правил 30 лет; потом Аршанак — 31 год; после него Аршез — 20 лет; затем Аршавир — 46 лет. У последнего было три сына и одна дочь... старший назывался Арташесом, второй — Карэном, третий — Сурэном, а дочь называлась Кошм.

По смерти отца своего Арташес задумал потомственно царствовать над своими братьями... получив на это их согласие, жалует им области, возводит каждого из них в [особый] род и назначает эти роды выше всех нахарарств с сохранением первоначального названия их рода, а именно так: Карэн-Пахлав, Сурэн-Пахлав, а сестра — Аслахапет-Пахлав, так как муж последней был военачальником [по кавалерии]. В этом порядке продолжалась их власть многие годы до самого ее прекращения" 14.

Таким образом, мы можем констатировать, что Аршакиды явились родоначальниками известных парфяно-армянских родов — Карэн-Пахлав в Сурэн-Пахлав.

Отметим также, что на призыв армянского царя Хосрова к сродникам своим из Парфян и Пахлавиков и ко всему воинству земли К’ушанов [с вызовом] прийти к нему на отмщение Арташиру" откликнулся только "сродник" армян Вехсачан (которого отождествляют с кушанским царем Васудевой 15) со своим родом Карэн-Пахлав. Роды Аспахапет и Сурэн не присоединились к Хосрову. Более того, по свидетельству Агафангела, они решили подчиниться Арташиру.

Как видим, парфяно-армянский род Карэн-Пахлав остался верен своим "сродникам" — армянским Аршакидам.

Мовсес Хоренаци рассказывает об истреблении этого рода сасанидским царем Арташиром. В живых остался лишь опии мальчик, который "есть Перозамат, предок великого рода Камсараканов" 16.

Армянский первосвященник Григорий Просветитель (Лусаворич) также происходит из рода Сурэн-Пахлав. Согласно исторической традиции, его отец Анак из рода Сурэн-Пахлав, "обольщенный" обещанием сасанидского царя Арташира возвратить парфянам за устранение армянского царя Хосрова "собственный их [68] дом, называвшийся Пахлавом, престольный город Бахл и всю страну К’ушанов", взял на себя убийство Хосрова 17.

На основании данных, почерпнутых из сочинения Мовсеса Хоренаци, армянская историческая традиция приписывает роду Мамиконян китайское происхождение. Появление первых представителей этого рода в Иране и в Армении Агафангел и Мовсес Хоренаци датируют последним годом жизни Арташира, а Себеос — годами правления последнего парфянского царя Ирана — Артабана V.

Приведенные нами отрывки из сочинений Мовсеса Хоренаци, Ована Мамиконяна (Зеноба Глака) и Себеоса, посвященные происхождению рода Мамиконян, хотя и носят легендарный характер, представляют интерес с точки зрения древних международных связей и свидетельствуют о существовании отношений между Китаем и Ираном в первые века нашей эры 18.

Армянские источники повествуют о событиях, происшедших после падения Кушанского царства и пришедшего ему на смену эфталитского государства.

Мовсес Хоренаци и Фавстос Бузанд рассказывают о войнах сасанидского царя Шапура II с эфталитами-хионитами.

Значительный интерес представляют сообщаемые Фавстосом Бузандом сведения о военных действиях между "кушанами" и сасанидскими войсками, происходивших в 70-е годы IV в. и закончившихся победой "кушан", т. е. хионитов-эфталитов. В этой войне на стороне Сасанидов участвовал придворный армянского царя Аршака II по имени Драстамат; он "был в том сражении, в котором кушаны разгромили персидского царя Шапуха. Драстамат выказал чудеса храбрости, так сражался за царя Шапуха, что спас его от смерти" 19.

"Подобно Мовсесу Хоренаци, Фавстос Бузанд неоднократно упоминает о столице "кушан" (эфталитов) — "престольном городе Бахле". [69]

Наиболее подробно рассказывают армянские источники об эфталитах при описании борьбы армянского народа против иранского владычества, кульминационным пунктом которой явились Аварайрская битва (451 г.}. Эта борьба, известная под названием "Армянской войны" и отраженная в сочинении Егише "О Вардане и войне армянской", была борьбой христианства и зороастризма, за которыми стояли древние народы Востока — армяне и персы. Христианство в тот период для армянского народа явилось идеологическим знаменем борьбы против иранского господства, против ассимиляции.

Следует подчеркнуть, что в этой борьбе эфталиты выступили на стороне армян, заключив с ними договор, скрепленный "клятвой христиан", как повествует Егише 20.

О распространении христианства среди эфталитов известно из сирийских источников. Самый древний документ на сирийском языке, сообщающий о принятии христианства народами Окса (Амударьи), датируется 196 г. 21. В сирийских хрониках имеются также сведения о том, что сирийский несторианский патриарх Ава I послал в 549 г. епископа к эфталитам — белым гуннам, проживавшим на обоих берегах Окса и в Бактрии.

В. В. Бартольд, исследуя вопрос о распространении христианства в Туркестане, пришел к заключению, что город Мерв, расположенный на территории современной Туркменской ССР, был одним из центров христианства 22.

Данные о распространении христианства среди эфталитов свидетельствуют о том, что участие эфталитов в борьбе армян против зороастрийского засилья основывалось на общности их идеологии. Отсюда вытекали и дружественные отношения между армянами и эфталитами, и реальная помощь, которую оказывали армянам эфталиты своими набегами на персидские области 23. Эта помощь была предоставлена эфталитами в период правления сасанидского царя Йездегирда II (438-457), в самый острый период борьбы армянского народа против иранских насильников.

О войнах сасанидского царя Пероза (459-484) против эфталитов сообщает Лазар Парпеци (тексты, VII). Походы Пероза против эфталитов отражены и в сочинении византийского историка Прокопия Кесарийского (VI в.) 24. На наш взгляд, [70] предпочтение следует отдать сведениям, сообщаемым Лазером Парпеци, так как он был современником описываемых им событий, в то время как Прокопий Кесарийский жил сто лет спустя.

В трудах армянских историков мы находим немало данных о взаимоотношениях между сасанидским государством и эфталитами вплоть до падения династии Сасанидов и завоевания Ирана арабами. Основным источником для этого времени является "История епископа Себеоса". В ней содержатся интересные сведения, касающиеся истории Ирана и Средней Азии эфталитского периода (тексты, IX).

Приведенные нами отрывка из сочинений древних армянских историков представляют немалую ценность для изучения истории Средней Азии кушанского и эфталитского периодов. Они также свидетельствуют о тесных связях, существовавших между армянским народом и народами Средней Азии в III-VII вв.


Комментарии

1. К. П. Патканьян. Опыт истории династии Сасанидов по сведениям, сообщаемым армянскими писателями, с. IX.

2. С. П. Толстов. Древний Хорезм, с. 235.

3. К. В. Тревер. Кушаны, хиониты и эфталиты по армянским источникам IV-VII вв., с. 136.

4. R. Gobl, Dokumente zur Geschichte der Iranischen Hunnen In Вactrien und Indian. Bd II. Wiesbaden. 1967.

5. E. В. Зеймаль. Кушанская хронология, с. 50-51.

6. Там же, с. 13-15, 104-106.

7. Там же, с. 95.

8. skz — надпись Шапура I (III в.) на храме, называемом "Кааба Зороастра", в местности Накш-и Рустам на юге Ирана (см.: В. Г. Луконин. Культура Сасанидского Ирана. М., 1969, с. 12).

9. Там же, с. 38.

10. Б. Г. Гафуров. История таджикского народа в кратком изложении. Т. I. М., 1055, с. 102-103.

11. К. В. Тревер. Кушаны, хиониты и эфталиты по армянским источникам IV-VII вв., с. 136.

12. О завоевательных походах Арташира Папакана подробно пишет арабский историк X в. Табари. См.: Tabari. Geschichte der Perser und Araber. Zur Zeit des Sasaniden. Aus der arabischen Chronik des Tabari. Uebersetzt und mit ausfuhrlichen Erlaeuterungen und Ergaenzungen versehn von Th. Noldeke. Leiden, 1879.

13. История Армении Моисея Хоренского, с. 120.

14. Там же, с. 115-116.

15. Там же, с. 118.

16. Там же, с. 119.

17. Там же, с. 120.

18. Вопрос о происхождении рода Мамиконян рассматривается в очень интересной неопубликованной работе М. Туманова "Китайские выходцы в Древнем Закавказье" (1937), находящейся в архиве Матенадарана (ф. 240, № 20-21). Этому вопросу уделяется внимание и в современной армянской историографии. См.: Г. С. Свазян. Чены и "страна ченов" по армянским источникам. — "Историко-филологический журнал". Ер., 1976, № 4 (75), с. 203-212 (на арм. яз.). В китайском историческом журнале "Лиши яньцзы" (1976, № 7) была опубликована статья Чжу Цзециня, свидетельствующая о существовании в I-VII вв. оживленных связей между Китаем и Ираном.

19. История Армении Фавстоса Бузанда, с. 158-159.

20. Егишэ. О Вардане и войне армянской, с. 79.

21. A. Mingana. The Early Spread of Christianity in Central Asia and the Far East. A New Document. — "Bulletin of the John Rylands Library". Vol. 9, № 2, Manchester, July 1926, с. 301.

22. В. В. Бартольд. О христианстве в Туркестане в домонгольский период. — Сочинения. Т. II. Ч. 2. М., 1964, с. 271.

23. См.: Егишэ. О Вардане и войне армянской, с. 127.

24. Прокопий Кесарийский. История войн римлян с персами. СПб., Кн. 1. СПб., 1876, с. 35-39.

Текст воспроизведен по изданию: Армянские источники о Средней Азии V-VII вв. М. Наука. 1979

© текст - Тер-Мкртичян Л. Х. 1979
© сетевая версия - Тhietmar. 2018
© OCR - Иванов А. 2018
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Наука. 1979