Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

Лоренцо Валла

Лоренцо Валла (1405 или 1407–1457 гг.) родился в семье римского юриста, служившего в папской курии. Учился греческому языку у Ауриспы и Ринуччо – известных тогда педагогов, постигал риторику в кругу римских гуманистов. В 1428 г. пытался получить место в курии, но безуспешно. Покинув в 1429 г. Рим, Валла преподавал риторику сначала в частной школе, а с 1431 г. в университете Павии, куда был принят по рекомендации известного гуманиста Антонио Беккаделли (его литературный псевдоним – Панормита). В эти годы Валла серьезно изучает филологию, риторику, работает над этико-философским сочинением «Об истинном и ложном благе» (De vero falsoque bono), название первой его редакции – «О наслаждении» (De voluptate). Оно стало одним из главных трудов его жизни. Выступление Баллы в университете с критикой латинского стиля правоведов навлекло на него гнев преподавателей юридического факультета (из-за этого даже покушавшихся на его жизнь), что вынудило гуманиста в 1433 г. оставить кафедру и покинуть Павию. В последующие годы Валла пытался найти место в Милане, Генуе, Флоренции, наконец, в 1435 г. в Неаполе он становится секретарем короля Альфонса Арагонского, у которого служит до 1448 г.

Неаполитанский период был очень плодотворным в творческой деятельности гуманиста, он создает наиболее значительные свои произведения: «О свободе воли» (De libero arbitrio, 1439 г.), «Диалектика» (Dialecticae libri tres, 1439 г.), завершает начатые еще в Павии «Элеганции» («Красоты латинского языка») (Elegantiae linguae latinae, 1440 г.), пишет также два остро критических антицерковных сочинения – «О монашеском обете» (De professione religiosorum, 1442 г.) и «Рассуждение о подложности так называемой Дарственной грамоты Константина» (De falso credita et ementita Constantini Donatione declamatio, 1440 г.). Смелая критика монашества и теократических притязаний папства вызвала гнев римского духовенства: в 1444 г. Валла был привлечен к инквизиционному суду; от сурового приговора его спасло лишь заступничество неаполитанского короля. Но уже в следующем году Валла публикует «Апологию» (Apologia) и ряд других сочинений, в которых отстаивает свои взгляды, высказанные ранее в произведениях «О монашеском обете», «Рассуждение о подложности...», «Об истинном и ложном благе». В 1445–1446 гг. он пишет «Историю короля Фердинанда Арагонского» (Historiae Ferdinandi regis Aragoniae), в которой развивает традиции гуманистической историографии.

При новом папе Николае V, проявлявшем интерес к ренессансной культуре, Валла возвращается в Рим и в 1448 г. получает должность апостолического секретаря. В последующие годы он много переводит с греческого (Эзопа, Фукидида и др.), преподает риторику, превознося авторитет Квинтилиана и решительно противопоставляя его Цицерону, наконец, создает значительный филологический труд – критический текстологический комментарий к Новому завету (In novum Testamentum ex diversorum in utriusque linguae codicum collatione adnotationes), публикует «Элеганции», которые быстро получают широкое признание. В шести книгах «Элеганций» Валла разбирает части речи, поясняет значение специальных терминов, выявляет ошибки писателей, рассматривает важные грамматические вопросы. Он призывает изучать слово в контексте и историческом развитии, учитывать живые вариации его значений у разных авторов. «Элеганции» стали важным программным сочинением, оказавшим глубокое воздействие на развитие гуманистической филологии. [322]

Смелые идеи Баллы обретали и сторонников, и противников: последних было немало не только среди теологов и схоластов, но даже и в среде пианистов. Так, в 1451–1452 гг. развернулась острая полемика Баллы с Поджо. В ответ на пять инвектив Поджо Валла пишет пять защитительных сочинений. Полемический дух – одна из характерных черт всего творчества Валлы. К последним годам его жизни относится несколько богословских сочинений – «О таинстве пресуществления» (De mysterio Eucharistiae), «Похвала святому Фоме Аквинскому» (Encomium s. Thomae Aquinatis) и др.

Философско-этическая концепция Валлы проникнута идеями пантеизма и отмечена значительным влиянием эпикуреизма. В ее основе лежат учение о наслаждении как высшем благе, реабилитация естественных потребностей человека и сенсуалистическая трактовка самого наслаждения. В остро полемическом сочинении «Об истинном и ложном благе» Валла осуждает аскетическую мораль. Достижение нравственного идеала возможно лишь в полнокровной земной жизни – таков лейтмотив диалога. Даже христианство осмысливается здесь с позиций эпикурейской этики – райское блаженство мыслится как сочетание бесконечно разнообразных духовных и чувственных наслаждений. Признавая дуализм человеческой природы («тело» и «дух»), Валла в отличие от христианской доктрины понимает его не как антагонизм, а как гармонию, находящую высшее выражение в наслаждении.

Валла-гуманист последовательно развивает идею гармонии человека и природы, приобщения его к разлитому в мире божественному благу. В сочинении «О монашеском обете» он ставит под сомнение правомерность самого существования монашества как церковного института. Подлинное благочестие, утверждает он, не в том, чтобы сдерживать естественные порывы плоти монашеским обетом, а в том, чтобы достойно переносить мирские радости и невзгоды. Валла показывает бессмысленность и противоестественность христианского аскетизма.

Еще более смелым антицерковным выступлением стало его сочинение «Рассуждение о подложности так называемой Дарственной грамоты Константина». Валла не только неопровержимо доказал подложность «Константинова дара», опираясь на достижения гуманистической науки – истории, археологии, филологии, нумизматики и т. д., не только выступил против юридического и морального права пап на светскую власть, но и обличил Римский престол в бесчисленных преступлениях, совершенных за тысячелетнюю историю его существования. Недаром сочинение Валлы получило широкий отклик в эпоху Реформации.

Валла активно полемизировал со схоластической наукой. В «Диалектике» он подверг резкой критике средневековую логику (диалектику) за сложный, формалистический язык, отверг ее претензии на роль универсального научного метода. Оторванной от жизненной практики схоластике Валла противопоставил гуманистическую филологию, в которой слово рассматривается как носитель исторического и культурного опыта человечества. Валла – философ, филолог, историк – внес огромный вклад в развитие гуманистической мысли и оказал заметное воздействие на ренессансную культуру в Италии и за ее пределами.

Из сочинений Валлы на русском языке опубликованы: «О монашеском обете» и «Рассуждение о подложности так называемой грамоты Константина». – В кн.: Итальянские гуманисты XV века о церкви и религии. М., 1963; фрагменты сочинения «Об истинном и ложном благе». – В кн.: Эстетика Ренессанса, т. I. М., 1981.

В настоящем издании публикуется перевод Предисловий к шести книгам «Элеганций». Перевод сделан Н. А. Федоровым по изданию: Prosatori latini del Quattrocento, p. 594–630.

Сверила О. И. Варьяш.

Текст воспроизведен по изданию: Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения (XV век). М. МГУ. 1985

© текст - Брагина Л. М. 1985
© сетевая версия - Strori. 2015
© OCR - Андреев-Попович И. 2015
© дизайн - Войтехович А. 2001
© МГУ. 1985