Комментарии

1. В переводе имена собственные, термины и топонимы переданы в звучаний подлинника. В хронологию Михаила Сирийца внесены необходимые коррективы.

2. Авгар V Укама — один из царей сирийского государства Осроэны, со столицей в Эдессе. Правил в 13-50 гг. н. э. Укама /сир./ — «черный». Эдесса была одн-им из древнейших городов Передней Азии, известным под семитским названием Урха /ныне Урфа в восточной Турции/. Эдесса — название, принесенное воинами Александра Македонского. По мнению В. В. Бартольда, этот город имел исключительное значение в развитии сирийской культуры и в истории христианства вообще /см. В. В. Бартольд. Сочинения, т. VI, М., 1966, с. 148/. Н. Г. Адонц считает, что в деле распространения христианства на персидском Востоке, в том числе и в Закавказье, Эдесса сыграла выдающуюся роль /см. Н. Г. Адонц. Армения в эпоху Юстиниана. Ереван, 1971, с. 346-347/. С ней связаны и армянские предания о проповеди христианства в Армении /наряду с Каппадокией/, следствием чего, возможно, и является причисление Авгара V к плеяде армянских венценосцев.

3. Римский император цезарь Август «з династии Юлиев правил в 27 г. до н. э. — 14 г. н. э. Иудейский царь Ирод I Великий правил в 40-4 гг. до н. э.

4. Далее следует пересказ из Евангелия от Иоанна, гл. XII, ст. 20-23: «Из пришедших на поклонение в праздник были некоторые эллины. Они подошли к Филиппу, который .был из Вифсаиды Галилейской, и просили его, говоря: «Господин! Нам хочется видеть Иисуса». Филипп идет и говорит о том Андрею, и потом Андрей и Филипп сказывают о том Иисусу. Иисус же сказал им в ответ: «Пришел час прославиться сыну человеческому».

5. Апостолы Фома и Фаддей (в сирийской передаче Варфоломей и Аддай), по сирийской традиции, считаются первыми проповедниками христианства (или же проповедниками Евангелия) в странах Закавказья. О том, что они еще в 1 в. н. э., якобы, приходили сюда, говорится почти в каждом значительном историографическом сочинении, в том Числе в «Хронике» Михаила Сирийца (Chronique de Michel le Syrien, t. IV, p. 92). He случайно, что Фавст Бузанд (История Армении, перевод с древнеарм., Ереван, 1953, с. 7) именует армянский церковный престол «престолом апостола Фаддея».

6. Далее следует пересказ из Книги пророка Захарии, гл. VIII, ст. 23: «Так говорит господь Саваоф: будет в те дни, возьмутся десять человек, из всех разноязычных народов, возьмутся за полу иудея, и будут говорить: мы пойдем с тобою, ибо мы, слышали, что с вами Бог».

7. Нисивия, или Нисиба (в армянской литературе — Мцбин, ныне Нусайбин в северо-восточной Сирии), — один из древнейших городов, упоминаемый еще в ассирийских клинописных табличках. В период средневековья был одним из важнейших центров сирийской науки и культуры. Достаточно упомянуть, что здесь находилась знаменитая Нисибийская академия — высшее учебное заведение (средневековый университет). Н. В. Пигулевская (История Нисибийской академии. — ПС, 1967, вып. 17, с. 98) отмечает: «Широкое распространение сирийской культуры связано с историей городов Междуречья, среди которых Эдесса и Нисибия заняли наиболее выдающееся место как важные экономические пункты, как центры ремесла, торговли и образованности». Действительно, находясь в приграничной полосе, Нисивия имела важное военно-стратегическое значение, а вместе с тем была крупным центром транзитной торговли между Востоком и Западом.

8. Зуза (сир.) — сирийская серебряная монета, равная примерно одной четвертой шекеля (еврейского), греческой драхме или арабскому серебряному дирхему.

9. Кто этот «персидский царь Дарий» — трудно сказать.

10. Римский император Тит Флавий Веспасиан (69-79) захватил Иерусалим в 71 г.

11. Должно быть одно лицо — Сукиасин.

12. Шаханшах Ардашир I Папакан Сасанид, правил в 226- 241 гг.

13. Римский император Диоклетиан правил в 284-305 гг.

14. Хорепископ Даниил — родом сириец, сыгравший определенную роль в истории распространения христианства и создания домаштоцевской письменности в Армении. О сирийце Данииле и Данииловых письменах, то есть о попытке приспособить сирийский алфавит к армянскому языку, как об этапе развития армянской письменности, сравнительно подробно рассказывают Фавст Бузанд (История Армении с. 31-36) и Корюн (Маштоц. Пер. с древнеарм. Ереван 1954, с. 89-91). См. также: Н. Г. Адонц. Армения в эпоху Юстиниана, с. 351.

15. Византийский император Феодосии I (379-395).

16. Архиепископ Кесарийский в 370-379 гг., один из трех «отцов Каппадокийских».

17. Вероятно, имеется в виду шаханшах Бахрам (Варахран) V Гур (420-438/9).

18. Имеется в виду четвертый вселенский собор, который был созван византийским императором Маркианом (450-457) в 451 г. в Халкедоне. На нем была выработана формула, согласно которой Христос имел два естества (божеское и человеческое), неслитные, но и нераздельные после воплощения. В связи с этим на соборе были осуждены ереси Ария, Нестория, Евтихия и монофизитов. Решения собора привели к церковному расколу: его каноны не были признаны в Сирии, Египте и Армении, что явилось формой протеста против политического и экономического, а также конфессионального гнета Византийской империи в этих странах;

19. Византийский император Юстиниан I (527-565). У сирийцев было принято летосчисление по Селевкидской эре, которая начиналась 1 октября 311 г. до н. э. Ее они называли «греческой эрой».

20. 11 июля 552 г. н. э.

21. Трисагион (греч.) — «трисвятый». Песнопение «святый боже, святой и могущественный, святой и вечный, помилуй нас» имеется во всех старых евангелических литургиях. Наиболее раннее фиксированное известие о трисагионе— в актах Халкедонского собора 451 г. (The Oxford Dictionary of the Christian Church. Ed. bv F. L. Cross. London, 1957, p. 1377). Подробное трисагионе см.A. Baumstark. Trishagion und Queduscha. — Jahrbuch fuer Liturgiewissenschaft, Muenster, 1923, Bd. III, S. 18-32; L. Brou. O.S.B. Etudes sur la liturgje mozarabe. Le trishagion de la messe d'apres les sources manuscrites. Ephemerides liturgicae. Roma, 1947, v. I/II, p. 309-334.

22. Map, мари (сир.) — «господин», «наш господин», обязательное слово перед именами святых и патриархов.

23. Вероятно, имеется в виду формула, выработанная константинопольскими иерархами и папой Львом I Великим (440—461) и принятая на четвертом вселенском соборе 451 г. в Халкедоне.

24. Шаханшах Кавад I Сасанид (488-531).

25. Шаханшах Хосров I Ануширван Сасанид (531-578).

26. Имеется в виду появление, проповедь и деятельность Мухаммада, основателя ислама и пророка мусульман, а также создание Арабского мусульманского государства (после смерти Мухаммада-Халифата).

27. Омар ибн ал-Хаттаб (634-644) — второй правоверный халиф.

28. Возможно, имеется в виду Константин II, преемник Ираклия I; был на-византийском троне в 641-668 гг.

29. Ныне Харан в восточной Турции.

30. Имеется в виду один из наместников халифов-Аббасидов в Армении, с резиденцией в Двине, в первой половине IX в. Конкретно определить, о ком идет речь, — трудно, так как в 833-855 гг., когда католикосом был Иоанн Овайский, сменилось несколько наместников. (См. Е. de Zambaur. Manuel de genealogie et de chronok gie pour l'histoire de l'Islam. Bad Pyrmont, 1955, p. 178).

31. При халифе Харуне ар-Рашиде Аббасиде (786-809).

32. Имеется в виду наместник халифов Аббасидов в Армении Иса ибн аш-Шайх ибн ас-Салил аш-Шайбани в 869/70-882/3 гг. (Е. de Zambaur. Manuel de genealogie et de chronologie pour l'histoire de l'Islam, p. 179).

33. Византийский император Василий I (867-886).

34. Византийский император Лев VI (886-912).

35. Возможно, имеется в виду сын и преемник эмира Исы на посту наместников халифов Адов в Армении. Годы наместничества неизвестны.

36. Возможно, имеется в виду Абул-д-Касим Йусуф ибн Дивдад Саджид (900/01-927/8), правивший в Азербайджане и имевший резиденции в Мараге, Ардабиле и Бердаа (Е. de Zambaur. Manuel de genealogie, p. 179).

37. Имеется в виду сельджукское завоевание и временное господство в Армении в XI—XII вв.

38. Византийские императоры. Зенон правил в 474-475 гг. и повторно в 476-491 гг., а Анастасий I в 491-518 гг.

39. Список неполон, ибо источник, откуда Михаил Сириец почерпнул сведения, — дефектен, на что он сам далее указывает.

40. Византийский император в 582-602 гг.

41. Яков Эдесский — сирийский автор VII в., ему принадлежит не дошедшая до нас непосредственно «Хроника», которая составлена по образцу «Канонов» Евсевия Кесарийского и является их продолжением. Был епископом Эдессы.

42. Судя по контексту, подразумевается Иберийский (Пиренейский) полуостров.