АБРААМ КРЕТАЦИ

КРАТКОЕ ПОВЕСТВОВАНИЕ

О НАЧАЛЕ [ЦАРСТВОВАНИЯ] НАДИР-ШАХА, СОЧИНЕННОЕ ПАТРИАРХОМ НАШИМ АБРААМОМ ТЕКИРДАГЦИ

Абраам Кретаци. «Повествование»

Глава XVII.

О том, как я, проводив хана, вернулся в Эчмиадзин

...(Речь идет о разорении армянских областей воинами Надир-хана. — Л. Т.). И увели мужчин и женщин, стариков и детей и, как мы слышали, угнали в Хорасан 6000 человек... (Абраам Кретаци. Повествование. Ер., 1973, с. 209.).

Глава XIX.

О том, как уехал наш ереванский хан, а я остался в Тифлисе, как я старался спасти [от выселения] тифлисских и араратских армян, и, с помощью божьей, тифлисцы спаслись

...После их (Надир-хана с приближенными. — Л. Т.) отъезда я остался в Тифлисе еще три дня, ибо могущественный хан повелел, чтобы из города выселили 300 семей и угнали бы их в Хорасан; такой же приказ дал и [об] Араратской области... (Там же, с. 211.).

Глава XXVI.

О посещении мною шатра нахичеванцев...

...А 12 января прибыл из Мешеда Ибрагим-хан, который был родным братом могущественного хана, такой же дородный и высокого роста, как брат... (Там же, с. 223.).

Глава XXVIII.

О том, как ежедневно из отдаленных местностей прибывало в Муганскую степь бесчисленное множество людей разного ранга

...Хорасанский Векили Тахмас[п]-хан, сардар, [то есть] сараскяр, всего Ирана...

Нишабурские мирзы: векил, везир, мирсофи.

Мешедский Ибрагим-хан, который был его (Надир-хана. — Л. Т.) родным братом и который теперь является спахсаларом, т.е. сараскяром, всего Атрпатакана, т.е. Азербайджана... [107]

...[Прибыли] и из других дальних мест — из Хорасана и из Баку, из южных мест, из [страны] Хананеев, и с востока и из страны Индийской...

И ежедневно каждый из них ходил на селам к великому хану в диван; шли по очереди, начиная с [прибывших из] Хорасана и кончая [прибывшими из] Атрпатакана и Араратской области: люди каждого города [шли] со своими вельможами (Там же, с. 227-228.).

Глава XXXIV.

О том, как на второй день байрама нас вывели в поле вне лагеря...

...А затем пришли от великого хана 7 мужей, которые были: Мирза-Заки, Мирза-Мехди, некий хан, которого звали Вели-Тахмас[п] исфаганский майар-баши, т. е. сахаб-айар, кашанский Абдул-Кадим-мирза, хорасанский Али-Акпер-Мирза и сандухтар великого Хана...

(Далее говорится о том, что приближенные Надир-хана предложили всем собравшимся в Муганской степи посовещаться и объявить, «кого желаете иметь правителем над вами и над страной» — Л. Т.). А сам он желает удалиться в Хорасан, поселиться в своем замке, молиться за себя и за вас (Там же, с. 239.).

Глава XXXVII.

О том, как скрепили печалями протокол...

...Ханы и султаны, мирзы и мирсофи, тысяченачальники и сотники, калантары и медики, айаны и ага, шейх-уль-исламы и казни из персов и из армян каждого города стали скреплять печатью протокол, начиная с прибывших из Хорасана, из Герата, Мешеда, Мазандарана, и так по очереди дошли до [прибывших] из Атрпатакана...

...И тотчас же бегом прошел, предстал перед ним Пир-Махмад-хан Гератский, держа руки свои на сердце. И сказал Валинемат 1: «Вот это — хан Пир-Махмад-хан Гератский. Он хороший человек. Он хорошо обращался [с людьми]. С вами (армянами. — Л. Т.) тоже должен хорошо обращаться, и вы теперь должны служить ему, как вы служили мне... (Там же, с. 243.).

Глава XXXVIII.

О раздаче халатов...

...А затем пожаловал халат Баба-хану и велел отправляться в Хорасан и Герат на место Пир-Махмад-хана...

...Сперва составили список, то есть дефтер, а затем в соответствии с [записанным] в этом дефтере сандухтар, то есть базиргян-баши, раздавал награды и хила, начиная с прибывших из глубокого Хорасана и кончая прибывшими из восточных районов... (Там же, с. 244-245.). [108]

Глава XLIII.

О том, как я отравился в Тузах...

...Он (Надир-хан. — Л. Т.) послал своего старшего сына Риза Кули-хана с большими запасами в Хорасан, [чтобы] он стал [там] ханом и управлял теми краями, и некоторых других отправил в другие места... (Там же, с. 256.).

Кондак 2 католикоса Абраама Кретаци

(В кондаке речь идет о приглашении всех именитых людей Ирана на собрание в Муганскую степь для избрания правителя. — Л. Т.).

...После этого стали день за днем прибывать со всех сторон: из дальнего Хорасана, из Герата, из Мазандарана, из Машада, из стороны Кананиев, из Баку, из Артавила, Атрпатакана, Грузии, из Тавриза и из других мест; [они] съехались, собрались, скопились [там] до своего байрама (Там же, с. 280.).


Комментарии

1. Валинемат — Надир-хан.

2. Кондак — послание армянского католикоса.

(пер. Ханларян Л. А.)
Текст воспроизведен по изданию: Армянские источники о Средней Азии VIII-XVIII вв. М. Наука. 1985

© текст - Тер-Мкртичян Л. Х. 1985
© сетевая версия - Тhietmar. 2018
© OCR - Иванов А. 2018
© дизайн - Войтехович А. 2001 
© Наука. 1985