Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

ХОЖЕНИЕ ЗА ТРИ МОРЯ АФАНАСИЯ НИКИТИНА

1466-1472 гг.

СПИСОК УНДОЛЬСКОГО XVII В.

/л. 300/ Вта же лета (У на поле другим почерком начало фалшивой истории.) некто именем Офонасей Микитин (Б Никитин.) сын Тверитин ходил с послы от великого князя Московского Ивана и от великого князя Михаила Борисовича Тверского и от владыки Тверского Генадия за море, и той тверитин Афонасей писал путь хожения своего сице.

Се списах грешное свое схожение (Б хожение.) за три моря: первое море Дербенское, дория Хвалитская, второе море Индейское, /л. 300 об./ ([а] а-б Испр.; У горы Гондустансясые; Б горы Гондустанъские.) дория Гондустанская ([б]), третие море Чермное, дория Стемболская.

Поидох (Испр. по Б; У пропущена заглавная буква П.) от святого Спаса златоверхого сь его милостью, от великого князя Михаила Борисовича и от владыки Генадия Тверских (Б Тверского.); поидох на низ Волгою и приидох (Б приидохом.) в монастырь к святей и (Б и нет.) живоначалней Троицы и святым мучеником Борису и Глебу, и у игумена ся благословив у Макария и у братьи; и с Колязина же поидох на Углечь, с Углеча на Кострому ко князю Александру, с ыною грамотою, и князь великии всея Росии отпустил мя доброволно. И на Плесо, и в Новгород Нижнии к Михаилу Киселеву к наместнику, и к пошлиннику Ивану Сараеву, и они пропустили доброволно.

А Василей Папин проехал в город; а яз ждал в Новегороде две недели посла татарского Ширвашина Асамбега, а ехал с кречеты от великого князя Ивана, а кречатов у него 90. И поехали на низ Волгою, и Казань, и Орду, и Услан, и Сарай, и Берекезаны проехали есмя доброволно.

И въехали есмя в Бузань реку. И дали вожем подарки, чтоб провезли мимо Асто/л. 301/рохань, и те вожи провожаючи и весть дали царю в Асторохань. И царь послал за нами (Испр.; У Б ними.) всю свою орду, и [54] постигли на Бугуне, и пограбя отпустили голыми головами, а вверх для вести нас не пропустили.

И пошли есмя к Дербентии двема суды; в одном судне посол Асамбег, да тезики, да русаков нас 10 человек, а в другом судне 6 москвич да 6 тверич. И востала фурстовина на море, да судно меншее розбило о берег, и пришли каитаки, да людей поимали всех.

И пришли есмя в Дербент, и ту Василей поздорову пришел, а мы пограблены. И Осанбег, ширвашинов посол, печаловался, и ездил на гору к Булатбегу, и Булатбег послал скоро к ширваншебегу (Испр.; У Б ширваншебугу.): что судно руское розбило под Тархи; каитаки пришед людей поимали, а товар их розграбили. И ширваишабег послал к шурину своему Алилбегу, каитаческому князю, глаголя: что судно ся мое розбило под Тархи (Б Тархы.), и твои люди пришед /л. 301 об./ людей поимали, а товар их пограбили; и тебе бы их ко мне прислати мене ради, понеже те люди посланы на мое имя. И Алилбег тотчас отослал людей всех в Дербент, а из Дербенту послали их к ширванши во орду его коитуль.

И мы, приехав к ширванше в коитуль, били челом, чтоб дал чем до Руси доити. И он нам не дал ничего, потому что нас много. И мы, заплакав, разошлися кои куды: у кого что есть на Руси, и тот пошел на Русь, а кой должен, и те пошли куды очи несут; а иные пошли работать к Баке.

А яз пошел к Дербента, а оттоле к Баке, где огнь горит неугасимый. А из Баки пошел есми за море к Чебокару, и тут есми жил в Чебокаре 7 месяц. Да в Саре жил месяц в Маздранской земли; а оттуду к Амили, и тут жил месяц; а потом к Димованту; а оттуду ко Рею, а ту убили Шаусеня Алеевых детей и внучат Махметевых, и он де их проклял, и за то де будто /л. 302/ 70 градов ся розвалило, якоже безвернии бают в прелести своей. А из Дрея к Кашени, и тут есми был месяц, а оттуду к Наину (Б Иаину.), и потом ко Езде, и тут жил есми месяц; а из Диес к Сырчану, а оттуду к Тарому, туто же фуники кормят животину, батман по 4 алтына. А из (Б изс.) Торома к Лару, а оттуда к Бендерю (У на поле другим почерком неправда.).

И тут есть пристанище Гурмызское, тут бо есть море Индейское, а парсейским языком и Гоньдустанская дория. Оттуду же итти [55] морем до Гурмыза 4 мили. А Гурмыз есть на острове, а ежедней поимает его море по дважды на день; и тут есми взял един Велик день, а пришел в Гурмыз за 4 недели до Велика дни (Испр. по Б; У дна.). А городы не все писал. Много городов великих. А в Гурмызе есть варное солнце, человека сожжет (У на поле другим почерком неправда.). И был яз тут месяц, а оттуду пошел в Фомину неделю за Индейское море в таву с конми.

И шли есмя морем до Мошката 10 днии; а потом /л. 302 об./ до Дегу 4 дни; а потом Кузряту; а оттуду к Онбату, а тут ся родит краска да лец (Б лед.), и оттуду к Чивилю; и в седмую неделю по Велице дни от Чивиля в таву с (Испр. по Б; У с нет.) конми, и шли 6 недель морем до Чивиля.

То есть страна Индейская, и люди ходят наги все, а голова не покрыта, а груди голы, а волосы в одну косу плетены, а все ходят брюхаты, детей у них много, понеже на всякой год родят, и черны мужи и жены все; яз бо куды хожду, ино за мною людей много, дивятся белому человеку.

А князь их фата на голове, а другая на бедрах; а бояре у них ходят фота на плеще, а другая на бедрах; а княгини ходят фата по плечам обогнута, а другая на бедрах; а слуги княжие и боярские фата на бедрах обогнута, да щит да меч в руках, а иные с сулицами, а иные с ножи, а иные с саблями, ([в] в-г Испр. по Б; У нет.) а иные с луками ([г]) и с стрелами, а все наги да боси; а жонки ходят голо/л. 303/ва не покрыта, а груди голы, а паробки да девочки ходят наги до 7 лет, срам не покрыт.

А ис Чювиля пошли есмя сухом до Пали 8 днии до индейские горы; а оттоле до Умрии 10 днии, то есть город индейскии; оттоле же до Чюнейря 6 днии, и тут есть Асатхан Чюнерские Индийские, а холоп Меликтучаров (Испр.; У Б Мекиктугаров.), а держат, сказывают, 7 тем от Меликтучара. А Меликтучар седит на 20 тмах; а бьется с кафары 20 лет, то его побьет, то он побьет. Хан же ездит на людех, а слонов у него и коней добрых много, а людей у него хоразанцев много: а привозят их из Хорозанские земли, а иные из Орабанские земли, а иные ис Тукмерские земли, а иные ис Чеготанские земли, а привозят все морем в тавах, Индейские земли корабли.

Аз же грешный привез жеребца в Ындейскую землю, дошел «есми до Чюнера, а стал ми жеребец 100 рублев. /л. 303 об./ Зима же [56] у них стала с Троицына дни; а зимовали есмя в Чюнейре и жили 2 месяца. А вино чинят в великих оресех. Кони же у них во Индейской земле не родятся, токмо волы да буйволы, на тех ездят и товары возят.

Чюнер же град есть на острову на каменом, ([а] а-б Испр. по Б; У не делан дважды.) не делан ([б]) ничим, богом сотворен; а ходят на гору день по единому человеку, дорога тесна, поити нелзя. Во Индииской земли гости ся ставят по подворьем, а ести варят на гости господарыни, и постелю стелют, и спят з гостьми, любят бо белых людей.

В том же граде Чюнере хан взял у меня жеребца, понеже бо сведал, что яз русин, и он мне говорил: «И жеребца дам да 1000 золотых к тому дам, аще станеши в нашу веру бесерменскую; аще ли ни, и жеребца у тебя возму да 1000 золотых на главе твоей возму». А срок учинил на 4 дни. И в день /л. 304/ празника Преображения спасова господь бог смиловался надо мною, на свой праздник не отстави милости своея от мене грешного, не дал мне в Чюнере граде с нечестивыми погибнути. Хозяйочи Махметь хоросанец отпечаловал меня у хана, и в веру свою не поневолили, и жеребца отдал моево мне. Таково на мне содеяся спасово чюдо. Господня моя и братия, рустии християня, аще хто похочет поити в Ындейскую землю, и ты остави веру свою на Руси, да вскликни Бахмета да попди в Густанскую землю.

Мене залгали псы бесермена, а сказывали всево много нашего тавару: ажно нет ничево на нашу землю, токмо перец да краска, то и (Б и нет.) дешево, бесермени возят морем, и они пошлин не дают, а нам пошлины великии, и разбойников много, кафары бо разбивают, а верою /л. 304 об./ они погани, молятся каменым болваном и Христа не знают.

А ис Чюнеря есмы вышли на Успениев день к Бодерю, к болшему их граду, а шли месяц. А оттоле до Кулонкеря 5 днии, оттуду же до Келбергу 5 диии. Да и промежу тех градов много и иных градов, на всяк день шли по три и по четыре грады; сколко ковов, столко и градов. От Чювиля бо и (Б и нет.) до Чюнеиря 20 ковов, а оттоле до Бедеря 40 ковов, оттоле же до Колунгеря 9 ковов, паки от Бедеря до Колобергу 9 ковов. [57]

В Бедери же торг на кони, и на шолк, да на овощ; а на Рускую землю товару никаково нет; да в нем же купити люди черные, все бо там черны, а все злодеи и тати и лживци, а жонки тоже (Б такоже.) все бляди, да ведь, да тать, и государей своих зельи морят.

Во Индейской же земли княжата и бояре все /л. 305/ хоросанцы; а гундостанцы все пеши ходят, и наги и боси, токмо в руке щит, а в другой мечь, а ходят борзо, а у иных луки прямые и стрелы. А бой их все слоны, а около слонов идут пеши напреди на конех, а кони и сами в доспесех; а к слоном вяжут к рылу да к зубом великие мечи по кендарю кованы, да облачат ихь в доспехь булатный, да на них учинены городки, а в городке по 12 человек в доспесех, да пушки и стрелы.

Да тамо же есть у них место шихбь алудин пир атыр бозар алядинанд, на год един бозар, съезжается вся страна индейская торговати, да торгуют 10 днии. А от Бедеря 12 ковов, приводят коней до 20 000 и всякии товар; в Гондустанстей земли тои торг лучшии, на память шиха Аладина, а на рускии празник Покров святые богородицы. В том /л. 305 об./ Алянде есть птица, именуема гукук, летает ночи, а кличет гукук; и на коей хоромине посидит, и тут человек умрет; а кто ее хощет убити, ино у нее изо рта огнь выидет. А мамоны тамо ходят ночи и ловят куры, а живут в горе или в каменье. А обезьяны живут по лесу, и есть у них князь обезьянскии; и кто их заимает, и они жалуются князю своему, он же посылает на того рать свою; и они пришедше на град, и дворы розваляют, и людей побьют; а рати их, сказывают, велми много, и язык ихь есть свой, а детей родят много: и который родится ни (Б не.) в отца ни в матерь, и они тех мечют по дорогам, и гондустанцы (Испр.; У Б гостустанцы.) техь емлют да учат их всякому рукоделию, а иных продают ночью, чтоб взад не знали бежати.

Весна же у них стала с Покрова святей богородицы; а по Покрове две недели празнуют шиху Аладину /л. 306/ 8 днии; а весну, и лето, и осень, и зиму держат тоже по три месяца.

В Бедери же ихь стол Гондустану бесерменскому; а град велик и людей много велми. А салтан великии 20 лет, а то содержат бояре. И с салтаном рати его выходит 300 000, а з бояры его [58] выходит: с Меликтучаром 200 000, а с Меликханом 100 000, а с ыными со многими по 20 000 и по 10 000; и земля велми людна; а бояре силны и пышны (Б пыщны.). А носят их на кроватех сребреных, а кони пред ними водят в снастех золотых. А селские люди голы добре. А выезд их добре чюден на потеху: егда султан выезжает с матерью и з женою, ино с ним конных 10 000, да пеших 50 000 человек, а слонов водят нарядных 200 в доспесех (Испр. по Б; У доспех.) золоченых, да 100 человек трубников, да плясцев 100 человек, да простых коней 300 в снастех золотых, да обезьян 100, да блядей 100, а все гаурки. /л. 306 об./

Во двор же султанов седмеры ворота, а в воротех по 100 человек сторожей, да по 100 писцев кафаров: кто взыдет и изыдет, и они записывают, а гарипов не пускают; а двор зело чюден, все на рези и золотом описано.

А стрегут град Бедер в нощи 1000 человек кутоваловых, а ездят в доспесех на конех, а у всех по светычю. И ту аз в Бедери продал жеребца своего, и наложил много, а кормил год. В Бедери же змии ходят по улицам, длиною в две сажени. А пришел есми в Бедер о Филипове заговейне ис Колунгеря, а жеребца продал о рожестве, а был тут до великого заговейна. И познахся тут со многими индеяны, и познали мя, что яз не бесерменин, но християнин, имя мне Афонасей, а по-бесерменски имя мне хозя Ифус Хоросани; и они не почали ни в чем скрыватися, ни жен своих не хо/л. 307/ронили (Б хонили.), и я их испытал о вере их, и они сказывают, что веруют в Адама, а Бута, сказывают, то есть Адам. А всех вер в Индеи 84 веры, а все веруют в Бута; а вера с верою ни пьет, ни ест, ни женятся межи себе, а ядят бораны, куры, яйца, а волов все веры их не ядят.

И (Б а.) от Бедери поидох к Первоти, то их Иеросалим, а по-бесерменски Мяхкат, где (Испр.; У Б де.) их бутханы, и шел месяц. Бутхана же велми велик, камен, с пол-Твери, и резано на стенах деяние Бутово, как Бут чюдеса творил и как ся им являл многими образы человеческими; а ино человек, а нос слонов; а ино человек, а лице обезьянино; ино же подобие человек, образ (Б а образ.) лютого зверя, а являлся им всем (Б все.) с хвостом; а хвост через него с [59] сажень, резаны на камени. И в той град съезжается вся страна Индейская на чюдо Бутово; да у бутханы бреются старые /л. 307 об./ жонки и девки на себе волосы и бороды, да потом идут к бутхану; да со всякие головы емлют по две шекшени пошлин на Бута, а с коней по 4 футы, а съезжается к бутхану всех людей бесчисленно множество. Да туто же в бухане вырезан Бут из камени, велми велик, хвост через него, да руку правую поднял высоко, а в левой руке копие, гол, толко гузно ширинкою обязано, а видение лица его обезьянино; а иные Буты наги, нет ничево, кот ачюк; а жонки Бутовы наги вырезаны и с соромом и з детми. Да перет Бутом же стоит вол велми велик, вырезан ис камени ис черного и позолочен весь, а целуют его в копыто, а сыплют на него цветы, а на Бута тоже цветы (Б цветы сыплют.).

Не ядят же индеяня ни мяса, ни рыбы; а ядят днем дважды: брынец, да кучири (Б кичири.) с маслом, да травы /л. 308/ розные; и ножа не держат, и лжицы не знают. А з бесермены ни пьют, ни ядят; а в дороге у всякова по горнцу, и всяк себе кашу сварит, и ядят - покрываются платом, чтоб его никто не видел, а посмотрит бесермен на еству, и он не яст; а как ести, и они преж омывают руки и ноги, и рот полощут.

А поклоны их на восток, руки подымают высоко, да изляжет ниц на землю, и протягнется весь по земли. А бутханы их без дверей, ставлены на восток же, а буты стоят на восток же. А кто у них умрет, и они тех жгут да пепел сыплют на воду. А у жены дитя родится, ино бабит муж, а имя сыну дает отец, а дочери мати; а ([а] а-б Б добровтра.) добрых трав ([б]) у них нет, и сорома не знают. А иные кланяются по-чернечески, обе руки дотычют до земли, а не говорит (Б говорять.) ничево.

К Первоте же ездят о великом заговейне, к своему Буту (Испр.; У Б брату.), по-бе/л. 308 об./серменски Мякка, а по-руски Иерусалим, а по-индейскии Парват; а съезжаются все наги, мужи и жонки, толико на гузне плат или фата, а на шеях у жонок жемчюг и яхонтов много, а на руках обручи да перстни златы. А внутрь к бутхану ездят на волех а у вола рога окованы медью, да на шее колоколцов 300, и копыта подкованы; а те волы ачьче зовут. Индеяне же вола зовут [60] отцем, а корову матерью; а калом их пекут хлебы и варят еству, и тем попелом (Б пепелом.) мажут по челу, и по всему лицу, и по телу. А в неделю и в понеделник ядят единожды днем.

От Первати же приехал яз в Бедер, за 15 (Б пятнадцать.) днии до бесерменского улубагря. А Великого дни воскресеиия Христова не ведаю, а по приметам гадаю: Велик день християнскии бывает первее бесерменского багрима за 9 днии или за 10, потому что /л. 309/ кои были книги со мною взяты с Русии, и то и (Б и нет.) пограблено, и яз позабыл веру християнскую и празников никоторых не помню. А промежу есми поганых розных вер токмо молился есмь богу вседержителю, творцу небу (Б неба.) и земли, и (Б а.) иного никоего не призывал. А как месяц март прошел, и я заговел в неделю з бесермены, и ел по дважды днем хлеб да воду, а скорому не ел.

А от Гурмыза итти морем до Голат 10 ден (Б дней.), а оттуду до Дегу 6 ден; а от Дегу до Мошката, до Кучзрята, до Комбата 4 дни, а от Комбата до Чивиля 12 дней; а оттуду до Дабыля (Испр. по Б; У Бабыля.) 6 днии, Дабыль же есть пристанище в Гондустании (Б Гундустани.) последнее бесерменству. А от Дабыля до Колекота 25 днии, оттоле же до Силяна 15 днии, а оттуду до Шибаита (Испр. по Б; У Шибанта.) месяц итти, оттоле же до Певгу (Б Невгу.) 20 днии; а оттоле до Чини да до Мачина месяц итти морем, /л. 309 об./ а от Чини до Китая итти сухом 6 месяц, а морем 4 итти, аростохода чотом.

Гурмыз же есть пристанище великое, всего света люди в нем бывают, и всякии товар в нем есть; что на всем свете родится, то в Гурмызе есть все; тамга же велика, со всего десятое. А Камблят пристанище Индейскому морю всему, а товар в немь делают алачи, да пестреди, да канъдаки, да чинят краску нил, да родится в нем лек, да ахик, да лон. Было есть пристанище велми велико, и привозят из Мисюрска кони, из Рабаста, и из Хоросани, и из Туркусани, из Негостани; да ходят сухом месяц до Бедери да до Келбергу.

Келекот (Испр. по Б; У пропущена заглавная буква К. Л.) есть пристанище Индейского моря всего, а проити его не да бог никакову кестяку, кто его ни увидит, тот здорова не проидет морем; а родится в нем всякого пряного зелия много, и дешево. /л. 310/ [61]

Силян (Испр. по Б; У пропущена заглавная буква С.) же есть пристанище Индейского моря немало, а в нем баба Адам на горе высоце; а около его родится каменье драгое, да червцы, да фатисы, да бабогури, да бинчаи, да хрусталь, да сумбада; а продают в локоть, а довякуши продают в вес; да родятся слоны.

Шаибатское (Испр. по Б; У инбатское.) пристанище Индейского моря велми велико, а хоросанцем дают алафу по тенке на день, и великому и малому; а кто в нем хоросанец женитца, и князь шаибатцкии дает по 1000 тенек на жертву, на алафу, да есть на всякии месяц по 10 тенек; а родится в Шанбате (Б Шаибате.) шелк да сандал, жемчюг, и все дешево.

В (Б А в.) Негу же есть пристанище немало, а живут в нем все дербыши индейские; да родится в нем камение драгое маник, яхут, кирпук, а продают камение не дербыши. Чинское (Испр.; У пропущена заглавная буква Ч; Б Чипское.) же да Мачинское пристанище /л. 310 об./ велми велико, да делают в нем чини; а продают чини в весь, а дешево.

А жены их с мужьями своими спят в день, а к ночи их ходят к гарипом да спят с ними, и дают гарипом (Испр.; У гариго; Б гаригом.) алафу, и приносят с собою яству сахарную и вино, да поят их и кормят, чтоб ее любили, а любят людей белых, понеже ихь люди черны велми; и которое от гостя зачнется бело, и муж дает гостю алафу, пошлин 18 тенек; а родится черно, ино нет ничево, токмо пил да ел, то ему халял.

А от Бедеря Шанбат (Б Шаибат.) итти 3 месяца; а от Дабыля до Шаибата 2 месяца морем итти; Мачим да Чим от Бедеря 4 месяца морем итти. Да (Б А до.) в Шаибате же родится шелк, да инчи, да жемчюг, да сандал; слоны продают в лекоть (Б локоть.).

В Лекоте же родится перец, да мошкать, да гвоздика, да фуфал, да цвет. В Кузряте же родится краска далюк. А в Комбате /л. 311/ родится ахик. В Рачюре же родится алмаз ([а] а-б Испр. по Б; У нет.) биркона да нов копа же алмаз ([б]), продают посыку по 5 рублев, а доброго по 10 рублев, нового же почка алмазу пенечь чекени сияже чаршешкени, а сипит ектенка. Алмаз же родится в горе каменной, а продают же тую гору каменную по 2000 фунтов золотых нового алмазу, а копа алмазу в локоть по 10 000 фунтов златых; земля [62] же та Меликханова, а холоп он салтанов; от Бедеря же 30 ковов.

А сыто жидове (Испр.; УБ жилове.) зовут Шаибат своими жидовы, и то ложь есть: шайбатане бо ни жидове, ни бесермяне (Б бесерменя.), ни християне, ина бо их вера индейская, ни з худы, ни з бесермены ни пьют, ни ядят. В Шаибате же родится шелк, сахар, и дешево; а по лесу у них мамоны да обезьяны, и по дорогам людем проезду нет ночи, дерут людей аупиков (Б аукиков.); и у оленей кормленых режут пупы, а в пупе (Испр.; Б пуле.) у них мскус, а дикие олени /л. 311 об./ пупы сами из себя ронят по полям и по лесу, и та воня не столь благоуханна, не свежь бо есть. От (Испр. по Б; У нет.) Шайбата же до Бедеря сухом ([б] б-в Б 10 месяць итти.) итти 10 месяц ([в]), а морем 4 месяца.

И месяца маия в Бедери в бесерменском бограм взяли в среду, а заговел есми месяца апреля в 1-й день. О благовернии християне, иже кто по многим землям много плавает, во многие грехи впадает, а (Б и.) веры ся да лишает Христовы. Аз же рабище божие Афонасие зжалихся (Б зжалився.) о вере: уже бо проидоша четыре великие посты и праздники светлого воскресения Христова 4, аз же грешныи не ведаю что есть Велик день, или пост, ни иных праздников, ни среды, ни пятницы; а книг отбыл еще в первом грабеже, поидох же до Индеи от многие беды, занже (Испр.; У Б заиже.) ми на Русь поити не с чем, не осталося товару ничево. Первый бо Велик день взял /л. 312/ есмь в Клине, а вторый в Чебукару в Маздранской земле, а третии Велик день в Гурмызе, четвертый же ([а] а-б Б во Индии з бесермены.) з бесермены во Индеи ([б]) в Бедери; и туто много плакал по християнской вере.

Бесерменин же Мелик тот мя много нудил в веру бесерменскую стати, и рече ми: «Не бесерменин еси, и християнства не знаешь». Аз же во многие помышления впадох, и рекох к себе: «Горе мне окаянному, яко заблудих от пути истинного», и помолихся и рекох: «Господи боже вседержителю, творче небу и земли, не отврати липа от рабища твоего, яко скорбь близ; господи, призри на мя и помилуй мя, яко твое есмь создание; и настави мя, господи, на путь твой правый, яко никоея добродетели тебе сотворих, господи мой, яко дни своя преплыхь все во зле, господи мой! Господи боже мой, на тя уповах, спаси мя». [63]

Во Индеи же бесерменской, в великом Бедери, смотрил есми /л. 312 об./ на великую ночь волосыни да кола в зарю вошли, а лось головою стоит на восток. На баграм на бесерменской выехал султан на теферич, ино с ним 20 возырев великих, да 300 слонов наряженых ([а] а-б Б в булатных доспесех.) в доспесех в булатных ([б]) и з городки, а городки окованы, да в городкехь по 6 человек в доспесех, с пушками да с пищалми; а на великих слонех по 12 человек, да по два прапорца, да к зубом привязаны великие мечи по кентарю, а к рылом привязаны великие железные гири, да промежи ушей человек в доспесе сидит, да крюком железным правит, да коней простых 1000 в снастех золотых, да верблюд (Б верблюдов.) 100 с (Испр. по Б; У с нет.) нагарами, да 300 трубников, да плясцев 300, да ковре 300. На султане же кафтан весь сажен яхонты, да шишак, а на нем алмаз великии, да саадак золот сь яхонты, да на нем же 3 сабли /л. 313/ окованы золотом, да седло золото; да перед ним скачет кофар пешь, играет теремцом; да за ним же пеших много идет; да за ним же благой слон идет, наряжен весь в камке, чепь у него велика железная во рте, да обивает кони и люди, чтоб кто на салтана не наступил близко. А брат салтанов тот сидит на золотой кровати, а над ним терем оксамитен, да маковица золота сь яхонты; да несут его 20 человек. А Михмут сидит на золотой кровати, а над ним терем шидян с маковицею золотою; а везут его на четырех конех в снастех золотых (Испр. по Б; У золотох.), да около его людей множество, а перед ним певцы, да плясцев много, а все з голыми мечи, да с саблями, да с щиты (Б читы.), да с сулицами, да с копьями (Б копьи.), да с луки с прямыми с великими; а кони все в доспесех; а на иных саадаки, а иные наги, одно платище, /л. 313 об./ завешен сором.

В Бедери же месяц стоит 3 (Б 3 дни.) полон. А овощу сладкого в Бедери нет. В Гондустане же силного вара нет ([б] б-в Испр. по Б; У дважды силен.); силен вар ([в]) в Гурмызе да в Катобагряим, где ся жемчюг родит, да в Жиде, да в Баке, да в Мисере, да в Остании, да в Ларе; а в Хоросанской земли варно, но не таково; а в Чеготании (Б Чеготани.) велми варно; а в Ширязи, да в Езди, в Кашини варно, да ветр бывает; а в Гиляни душно велми да парищо лихо; да пар лихь в Шамахеи; да в Вавилоне варно, да Хумите, да в Шаме варно; а в Ляпе варно, [64] но не так. Да в Севастеи губе, да в Гурзынской (Б Гурмызской.) земли добро обидно всем; да Торская земля обилна; да в Волоской и в Подолской земли обилно всем.

Восхотех же на Русь итти, но пути не вем: из Гондастана (Б Гундустана.) бо на Гурмыз /л. 314/ поити, а от Гурмыза на Хоросан пути нет, такоже ни на Чегодай, ни на Катобагряим, ни на Езд пути нет; везде нестроенье стало, князей везде выбили, Яишу мурзу убил, ([а] а-б Испр. по Б; У нет.) Узуосанбек, а солтана Мусаитя окормили, а ([б]) Узуосанбек на Ширязп сел, и земля ся не обренила, а Едигер Махмет к нему не едет, блюдется. А иного пути нет никуды; а на Мякку поити, ино неволят тамо в бесерменство, затем туды християне не ходят. А в Гондустани (Б Гундустани.) жити, ино вся собина исхарчить, занже у них все дорого, по полутретья алтына мне одному исходить на день, а вина есми не пивал, ни сынды.

Меликтучар два города взял индейские, что розбивали по морю Индейскому; а князей поимал 7, да казну их взял, юк яхонтов (Испр. по Б; У хантов.), да юк алмазов да кирпуков, да 100 юков товару дорогово, а иного товару бесчисленно рать взяла. А стоял /л. 314 об./ под городом 2 года, а рати с ним было 200 000, да слонов 100, да 300 верблюдов. Меликтучар пришел ратию своею к Деберю на курбант багрям, а по-руски на Петров день. И султан послал 10 возырев встретити его за 10 ковов, а в кове по 10 верст; а со всяким возырем по 10 000 рати своей, да по 10 слонов в доспесех.

А у Миктучары на всяк день садится за суфриею по 500 человек, а с ним садятся 3 возыри за его скатертью, а с возырем по 50 человек, а его 100 человек бояринов вшеретных. У Меликтучара же на конюшне коней 2000, да 1000 оседланых и день и нощь готовы стоят; а двор его стерегут и день и нощь всегда 100 человек в доспесех, да 20 трубников, да 10 нагар, да по 10 бубнов великих по два человека бьют.

Мызамылк, да Мекхан, да Форат/л. 315/хан, и те взяли три городы великих, а с нам рати своей 100 000 да 50 слонов, да камени веяково дорогово много множество; покупали бо на Меликтучара и заповедал гостем не продати. [65]

Султан выезжает на потеху во фторник (Б вторник.) да в четверг, а с ним выезжают 3 возыри; а брат султанов в понеделник, а с ним такоже множество конных и пеших, у рядно, и слоны, велми чюдно выезд ихь в утварех золотых.

Меликтучар выехал воевати индеян на память тиха Иладина, а по-русски (Испр. по Б; У руска переправлено из роска.) на Покров святые богородицы (Б богородица.). А рати вышло с ним 50 000; а султан послал рати своей 50 000, да 3 возыри, а с ними 30 000, да 100 слонов пошло з городки в доспесех, а на всяком слоне по 4 человека с пищалми. Меликтучар пошел воевати Чюнедара, великое княжение индейское. /л. 315 об./

А у бинедарского князя 300 слонов да 100 000 рати, а коней 50 000. Султан выехал из города Бедеря по Велице дни, а с ним выехало 26 возырев бесерменских и индейских, да двора его 100 000 рати конные, а 200 000 пеших, да 300 слонов в доспесехь з городки, да 100 лютых зверей о двою чепяхь. А з братом с султановым вышло двора его (Б перед тысяч пробел.) тысяч конных, да 100 000 пеших людей, да 100 слонов наряженых в доспесехь. За Малханом вышло двора его 20 000 конных, да пеших 60 000, да 20 слонов. З Бедерханом вышло двора его 30 000 конных, да 100 000 пеших, да слонов 25 нарядных з городки. С султаном вышло 10 000 конных, да пеших 20 000, да слонов 10 з городки. З Возырханом вышло 15 000 конныхь, да 30 000 пеших да слонов 15 /л. 316/ наряжены з городки. С Кутарханом вышло двора его 15 000 конных, да 40 000 пеших, да 10 слонов. Да со всяким возырем по 10 000 конных, а пеших по 20 000 и болши. А с ындейским Авдоном вышло рати конных 40 000, а пеших 100 000, да 40 слонов в доспесехь наряженыхь, да по 4 человеки на слоне с пищалми. На индеян же салтан опалился, что мало с ним и с возырями вышло силы индейские, и он прибавил. Такова есть сила султана индейского (Б индейского бесерменского.).

В пятый же Великь день взмыслился есмь на Русь. Изыдох же из Бедеря града за месяц до улубагрима бесерменского маметдени россолял; а Велика дни християнского не ведаю, говейно бо говех з бесермены и розговехся с ними, Великии день взях в Келберху, от Бедеря 20 ковов. /л. 316 об./ [66]

Султан же пришел с ратными людми своими да Меликтучара в 15 день по улубагряме, а все Келбергу; и война ся им не удала, город един индейскии взял, а людей и казны много изгибло. А индейской султан кадам ратию силен, зело много у него рати; а сидит в горе в Биченегире, и град его велми велик; около же его три (Б 3.) роги, и сквозе его река течет, и с (Б с нет.) едину страну его женгел злыи, а з другую страну дол и места чюдна и угодна велми, и пройти некуды ни на одну страну, сквозе град дорога, а града взять неоткуды, пришла гора велика да деберь зла тикен. И стояла рать под градом месяц, и людеи з голоду и з безводия погибло много, потому что на воду смотря, а взять нелзе. Град же взял индейскии Меликчан, а взял его силою, день и нощь бился, стоял /л. 317/ под градом 20 днии, и рать ни пила ни ела, и рати его изгибло 5000 люду доброго; а стоял с пушками и взял град, высек по головам 20 000, а другую 20 000 полону взял, а иной полон продавал дешево, по 10 и по 5 и по 2 тенки; а казны не было ничево; а болшего града не взял.

А от Келберху поидох до Курыли (Б Курули.): тут же родится ахик, и ту его делают на весь свет, и оттуду его розвозят. В Курыли же алмазников 300 сулях микунет. Бых же тут 5 месяц, и поидох оттоле х Калики (Б Каликы.); ту есть базар велми велик. А оттуду поидох до Канаберга, а оттуду к шихь Аладину, и оттоле ко Аминдрие, а оттоле к Нарясу, оттуду же к Сури, а оттуду к Дабили, пристанищу великого моря Индейского.

Ту был град велик, и съезжается вся помория Индейская /л. 317 об./ и Ефиопская. И ту аз окаянныи Афонасие, призвав бога вышнего, творца небу и земли, и устремихся умом поитти на Русь; и внидох в таву и зговорих о налоне корабленнем, от своея головы 2 золотых да Гурмыза града.

Внидохом же в корабль в Дабыли граде до Велика дни за 3 месяца, бесерменского говеина; а морем идох месяц, и увидех горы ефиопские. И ту людие вси воскричаша, глаголюще: «Боже вышнии, царю небесныи! зде ли нам судил еси погибнути?»

И быхом в той земле Ефиопской 5 днии, и божиею благодатию зло ся не учинило; много роздали брынцу, да перцу, да хлеба (Б хлебы.) [67] ефиопом, и они судна не пограбили. Оттоле же идохом 12 днии до Мошката; и ту в Мошкате 6-й Велик день взяхь. И идохом до Гурмыза 9 днии, а в Гурмызе /л. 318/ бых 20 днии. И оттоле поидох к Лари, и бых 3 дни; и поидох к Ширязи, а из Ширяза поидох в Вергу, и ту бых 10 днии. А оттоле к Езди, а ту идох 9 днии, а в Езди бых 8 днии; и потом идох к Испагани 5 днии и бых тут 6 днии; а оттоле идох до Кашани, и быхом 5 днии; а из Кашани идох к Куму, а оттуду в Саву, а из Савы в Султанию, а оттуду в Тервизь. Оттуду же в Орду Асанбе, в Орде же бысть 10 днии, потому что никуды пути нет. А на Турскав посла рати (Испр.; УБ рати дважды.) своей 40 000; и они Севаст, и Тохан, и Амасию взяли, и много сел пограбили, да пошли на Караман воюючи. И яз из орды пошел к Арцыцыну, а из Арцыцына пошел есми в Трапизон.

И ту взял Покров пресвятые богородицы, и был 5 днии, и на корабль приидохь /л. 318 об./ и зговорих о налоне дати золотой от меня до Кафы. В Трапезоне же мне шубаш да паша много зла учиниша: хлам мой весь взнесли к себе в город за гору, да обыскали все; а обыскивают грамот, что есми пришел из орды Асанбега.

Божиею милостию приидохь до 3 моря Чермного, а парсииским языком дория Стемболская (Б Стимболская.); идохом же по морю ветром 5 днии, и доидох до Вонады; и ту нас встретил ветр великии полунощныи, и возвратил нас к Трапизону (Б Трапезону.); и стояли есмя в Платане (Испр.; У Тлане;) 15 днии, ветру бо велику и злу бывшу. И ис Платаны пошли на море дважды, ветр нас встречает и не даст нам по морю ходити, и туто призывали бога на помощь. И занесло нас к Балыкаее, а оттуду Ткързофу (Б Тъкрозофу.), и ту стояли 5 днии. И божиею милостию приидох в Кафу, за 9 днии до /л. 319/ Филипова заговейна.

Дозде о индииском хожении Афонасием Тверитином и возвратимся на преднее.

Текст воспроизведен по изданию: Хожение за три моря Афанасия Никитина. 1466-1472 гг. М.-Л. АН СССР. 1958

© текст - Лурье Я. С. 1958
© сетевая версия - Strori. 2018
© OCR - Иванов А. 2018
© дизайн - Войтехович А. 2001
© АН СССР. 1958