Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

БУДАГ МУНШИ КАЗВИНИ

ДРАГОЦЕННЫЕ КАМЕНЬЯ ИЗВЕСТИЙ

ДЖАВАРИХ АЛ-АХБАР

ЗАМЕТКИ К БИОГРАФИИ КАМАЛ АД-ДИНА БЕХЗАДА

Личность выдающегося художника Камал ад-Дина Бехзада (ум. 942/1536-37 г.), чье творчество составило целую эпоху в истории живописи Ирана, всегда привлекала и несомненно будет привлекать внимание исследователей персидской книжной миниатюры. Вместе с тем, несмотря на то, что все написанное о нем или о его произведениях вполне может образовать отдельную, причем весьма солидную, библиографию, 1 специалистам не известны даже основные вехи его жизненного и творческого пути. 2

Все дело в том, что мы располагаем весьма скудным запасом достоверных данных, которые донесли до нас труда его современников и почитателей его таланта — Хондамира, Бабура, Навои, Мухаммад-Хайдара, Дуст-Мухаммада, Васифи. Более поздние же авторы испытали на себе сильнейшее влияние уже сложившейся традиции, целого комплекса утвердившихся представлений о Бехзаде в причудливом переплетении и смешении достоверности и вымысла, подлинных фактов и книжных легенд, 3 отделить которые одни от других бывает подчас невозможно. В этой связи публикация любых новых материалов о Бехзаде вызывает живейший отклик у историков культуры Ирана, [10] поскольку они дают возможность в известных пределах заполнить лакуны, образованные временем в наших знаниях о жизни этого художника, критически подойти к сведениям, уже известным по другим нарративным источникам, и, наконец, исправить их либо отвергнуть.

Такие новые данные содержатся в публикуемой ниже заметке о Бехзаде 4 из исторического труда Будага мунши Казвини "Джавахир ал-ахбар" (Драгоценные каменья известий). Это сочинение по всеобщей истории было посвящено автором Сефевиду Исма'илу II (1576-1578 г.) и доведено до событий 984/1576 г. Будаг мунши был младшим современником Бехзада, в год смерти последнего ему минуло 26 лет. Чиновник средней руки, не сделавший карьеры, он писал этот труд, отставленный от дел, в тиши своего дома в надежде на благосклонность монарха — сначала Тахмаспа I (ум. 1576 г.), а затем его преемника. 5 Из его слов (л. 112а) можно вывести заключение, что биографические заметки о современных ему мастерах калама и кисти (лл. 106а-113б), завершенные в 980/1572-73 гг., он писал,опираясь не только на свою память, но и используя воспоминания их коллег по профессии. Нижеследующий текст сохраняет орфографию оригинала. ***


Перевод: "Мастер Бехзад. Он происходил из Герата. /Стих/: Его светлость Бехзад — наставник века * Именно он подарил миру полную меру мастерства * Равных Маш мало рождалось от матери времени’ * Ей-богу, хорошо ею рожден Бехзад. Обстоятельства жизни Бехзада заключались в том, что, когда он остался без матери и отца, Мирак-наккаш, который служил китабдаром у Султан-Хусайн-мирзы, его выпестовал. В короткое время он /столь/ преуспел, а дело его дошло до того, что никто не видел равного ему художника [11] с тех пор, как появилась живопись. 7 Его привезли /ко двору/ из Хорасана, и в течение ряда лет он состоял при государе в качестве собеседника. Он всегда вел благопристойные беседы. /Вместе с тем/ он постоянно прихлебывал /вино/ и ни мгновения не мог обойтись без рубинового вина и ярких губ виночерпия. Он дожил до семидесяти лет и таким образом поддерживал себя молодым. Несмотря на запрет пить вино, /его не трогали, т. к./ в нем нуждались, а его величество /т. е. Тахмасп — О. А./ полагал: мастер был старцем с чистым образам жизни. Он подготовил хороших учеников, первым из тех учеников является Дуст Дивана".


Нетрудно заметить, что первая половина сообщения Будага мунши почти слово в слово совпадает с аналогичной частью текста пассажа о Бехзаде, приведенном Казн Ахмадом Куш в своем "Трактате о каллиграфах и художниках", написанном им в первой редакции в 1005/1596-97 гг. (вторая редакция ок. 1015/1606 г. названа "Гулистан-и хунар" — Цветник искусства). Не вдаваясь в излишние подробности, отметим, что заметки, написанные Будагом мунши о каллиграфах и художниках, составили основное ядро указанного "Трактата" Казн Ахмада, который включил их, подвергнув незначительной композиционной перестановке и некоторой стилистической обработке.

Помимо фраз о пристрастии Бехзада к вину и расположении, которое питал к пожилому мастеру молодой Тахмасп, привлекают внимание два замечания Будага мунши. Это, во-первых, то, что Бехзада привезли ко двору из Хорасана (кстати, сказанное дважды: лл. IIIб и 296а) и, во-вторых, что он дожил до семидесяти лет.

Мне уже приходилось говорить, разбирая происхождение книжной легенды о Бехзаде, приведенной османским историком и биографом Мустафой Дафтари Челеби в "Манакиб-и хунарваран (Жизнеописание людей талантливых), которое он завершил в 995/1586-87 гг., что Бехзад, по всей вероятности, появился при дворе Исма'ила I (ум. 930/1524) в период между 1520-1522 гг. 8 Этот вывод был сделан на основе сообщения Кази Ахмада в русском переводе проф. Б. Н. Заходера, 9 т.к. в то время персидский текст трактата не был мне доступен. Впоследствии, сопоставляя эту ремарку Кази Ахмада, оброненную мимоходом в связи с биографией другого замечательного художника табризца Султан-Мухаммада, с аналогичным местом у Будага мунши, я обратил внимание на то обстоятельство, что Кази Ахмад, обработав и расцветив эту фразу своего предшественника, [12] невольно затемнил ее смысл в своем изложении, придав ей некоторую двусмысленность. Будаг мунши пишет (л. 112а): ***

т.е. "... в пору, когда мастер Бехзад прибыл в Ирак, мастер Султан-Мухаммад уже наладил работу придворной библиотеки-мастерской, и он /также/ был учителем государя-прибежища веры". Иными словами, Будаг мунши сообщает, что еще до того, как Бехзад объявился при дворе, Султан-Мухаммад уже состоял в штате библиотеки-мастерской и вдохнул жизнь в ее работу, а затем без перехода констатирует, что этот художник обучал юного Тахмаспа живописи. Но вместе с тем это отнюдь не означает (что, собственно, и подтверждается грамматической конструкцией фразы), что Султан- Мухаммад был учителем наследника престола до приезда Бехзада. В данном случае Будагу мунши была важна констатация самого факта, его фиксация и только.

Такое толкование и чтение слов Будага мунши подкрепляется несколькими историческими источниками, авторы которых были современниками Тахмаспа I. Они сообщают, 10 что в конце 921/декабрь 1515 — январь 1516 г. Исма'ил назначил своего двухлетнего первенца (Тахмасп родился 26 зу-л-хиджжа 919/22 февраля 1514 г.) наместником Хорасана. Согласно Хондамиру, 11 Тахмасп прибыл в Герат со своим двором в месяце раби I 922/апрель 1516 г., вернулся же он в Табриз спустя шесть с половиной лет, передав пост наместника своему младшему брату Абу Насру Сам-мирзе и выехав из дер. Саксалман в окрестностях Герата 8 сафара 928/7 января 1522 г. 12 В этой связи возникает естественный вопрос, когда же Султан-Мухаммад обучал живописи Тахмаспа, если ученика не было в Табризе более шести лет? Видимо все же, после его возвращения из Герата. Конечно, можно предположить, что Исма'ил отправил его вместе с сыном в Герат. Но последнее маловероятно, т.к. трудно поверить, чтобы он на столь длительный срок мог расстаться с ведущим художником своего китабхане.

В свете вышеизложенного замечание Кази Ахмада Куми 13: *** [13] я перевожу следующим образом: "Когда мастер Бехзад прибыл из Герата в Ирак, мастер Султан-Мухаммад уже был в китабхане государя, чей дворец в райских кущах, а местопребывания — рай. И он /также/ занимался обучением того повелителя четырех климатов, а его величество равный /своим/ достоинством парадизу упражнялся в живописи под его наблюдением и учился у него". 14

На основании приведенных сообщений источников представляется возможным уточнить дату приезда Бехзада ко двору Исма'ила I в Табриз. Вполне вероятно, что он приехал в составе свиты юного Тахмаспа в конце месяца раби' I 928/конец февраля 1522 г, 15 а спустя два месяца последовал указ от 27 джумада X 928/24 апреля 1522 г. о назначении Бехзада управляющим придворной библиотеки-мастерской, которой он руководил до своей смерти.

Дата смерти Бехзада известна, но мы пока не знаем (как собственно не знал и Будаг мунши), когда он родился и сколько лет прожил. Ведь Будаг мунши пишет, что художник дожил до семидесяти лет, продолжая употреблять вино, и ему не было известно сколько прожил тот еще по достижении этого возраста, т.е. когда Бехзаду минуло семьдесят лет, он был жив. Поэтому делать вывод о том, что он родился около 872/1467-68 г., 16 привлекая в качестве доказательства сообщение Будага мунши, было бы ошибочным. Конечно, представляется весьма заманчивым увидеть в указании на число лет мастера обычную описку переписчика (70 вместо 80), но единственный экземпляр сочинения Будага дошел до нас в чистовой копии, переписанной самим автором. Словом, остается только предполагать на какой год между 1455 и 1460 гг. приходится дата рождения Камал ад-Дина Бехзада.

Указывая на то, что Тахмасп, несмотря на запрещение пить вино, смотрел сквозь пальцы на определенное пристрастие художника к хмельному, Будаг мунши подтверждает точность сообщения Дуст-Мухаммада о 942/1536-37 г., как годе смерти Бехзада. Указ о закрытии всех питейных заведений, опиумокурилен, публичных домов и разного рода увеселительных учреждений был издан шахом при жизни Бехзада 7 раби' I 941/16 сентября 1534 г. 17


Комментарии

1. A Bibliography of the Arts and Crafts of Islam compiled by K. A. S. Creswell, Cairo, 1961; Supplement, London, 1974.

2. Наиболее полную сводку биографических данных о Бехзаде с указанием на источники см. R.Ettinghausen, Bihzad-El, vol. I, — 1960, р. 1211-1214.

3. Акимушкин, Легенда о художнике Бехзаде и каллиграфе Махмуде Нишапури, — НАА, 1963, № 6, с.140-143.

4. Эта заметка была впервые опубликована факсимиле (без перевода и анализа) в статье А. Г. Рагимова, О дате рождения, приезда в Табриз и смерти Бехзада, — ИАН АзССР, серия ЛЯИ, 1973, № I, с.95-102 (на азерб. яз.).

5. Об авторе, сочинении и рукописи см. П. И. Петров, Об одном редком источнике по истории Сефевидов, — СВ, 1956, № I, с. 111-120; Ч. А. Стори, Персидская литература. Био-библиографический обзор. В трех частях. Ч. I, М., 1972, с.415-416; в.Dom, Catalogue des Manuscrits et Xylographes orientaux de la Biblioteque Imperiale de St.Petersbourg, S.-Pbg, 1852, N CCIXXXVIII.

6. Рук. ГИБ им. Салтыкова-Щедрина Дорн 288, л. 111б.

7. Ср. Кази-Ахмед, Трактат о каллиграфах и художниках. 1596-97/1005. Введение, перевод и комментарии профессора Б. Н. Заходера, М.-Л., 1947, C. 181-182; также Kalligraphers and Painters. A treatise bу Qadi Ahmad, son of Mir-Munshi (circa A. H. 1015/A. D.1606). Transl, by V. Minorsky, Washington, 1959, p. 179- 180.

8. Легенда, с.142-143.

9. Кази-Ахмад (пер. Заходера), с. 182-183; пер. Минорского, с. 180-181.

10. Гийас ад-Дин Хондамир, Тарих-и хабиб ас-сийар фи ахбар-и афрад-и башар, Техран, 1333/1954, т. 4, с.553; Будаг мунши Казвини, Джавахир ал-ахбар, рук. ГПБ Дорн 288, лл. 292б, 298а; C. N. Seddon, A Chronical of the Early Safavis Being the Ahsanu’t- tawarikh of Hasan-i Rumlu, vol. I, Baroda, 1939, p. 154, 175.

11. Тарих-и хабиб ас-сийар, т. 4, с. 553.

12. Там же, с.593.

13. Рук. ГМИНВ (Москва), с. 138-139.

14. Ср. Кази Ахмад, пер. Заходера, с. 182-183; пер. Минорского, с. 180-181.

15. Тарих-и хабиб ас-сийар, т. 4, с.594.

16. Рагимов, О дате рождения, с. 100, 102.

17. Текст датированного указа, скопированный с каменной стелы, стоящей перед входом в соборную мечеть г. Кашана, см. Шах Тахмасп Сафави. Мадаму а-йи аснад ... ба ихтимам-и доктор Абд ал-Хусайн Нава’и, Техран, 1350/1971, с.513-514.

(пер. О. Ф. Акимушкина)
Текст воспроизведен по изданию: Заметки к биографии Камал ад-Дина Бехзада // Письменные памятники и проблемы истории культуры народов Востока. XIV годичная научная сессия ЛО ИВ АН СССР (доклады и сообщения). Декабрь 1978, Часть 1. М. Наука. 1979

© текст - Акимушкин О. Ф. 1979
© сетевая версия - Тhietmar. 2013
© OCR - Станкевич К. 2013
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Наука. 1979