КАССИОДОР

РАЗНОЕ

VARIA

(Variae V, 2, 1-2)

Готский историк VI в. Иордан, используя сведения его предшественника Кассиодора, так описывал видивариев: «На побережье океана, там, где через три гирла поглощаются воды Вистулы, живут видиварии, собиравшиеся от различных племен, за ними берег океана держат эстии, вполне мирный народ» 9. Видиварии (их имя с древнегерманского переводится как «вещие воины») представляли собой остатки различных племен, поселившихся в районе современного г. Эльблонга на берегах Вислинского залива. Они пытались участвовать в добыче янтаря на Самбии, но были подхвачены потоком воинских формирований (эстиев), возвращавшихся с юга, из Паннонии, и влились в их среду. Вероятно, это проникновение чужеродных для западнобалтийских племен элементов на землю эстиев послужило основой для позднейшей легенды о приходе на Самбию и в Натангию вождей Брутена и Видевута с дружиной. Скорее всего это предание отразило многократные переселения отдельных представителей германских племен на Янтарный берег с середины III по начало VIII вв.

Именно эти события послужили причиной прекращения культуры эстиев и заложили основу культуры пруссов. Приход видивариев был позитивен для местного общества. Они помогли воссоздать прерванный гуннскими походами Янтарный путь. Эстии и видиварии послали королю готов Теодориху Великому (умер в 526 г.) янтарный подарок. Сохранился текст благодарственного письма владыки Северной Италии далеким жителям Балтии:


«Эстиям — король Теодорих. В благодарность за прибытие вашего посланника ощутили мы ваше большое желание познакомиться с нами. То, что вам, живущим на берегу океана, желательно в мыслях с нами объединиться, является для нас приятной и ценной просьбой, нас радует то, что у вас укрепится наше имя, на что мы хотим пойти без промедления... Итак, передавая вам в ответ свои благожелательные приветствия, сообщаем, что мы янтарный дар, который доставлен от вас подателем сего послания, приняли с благодарными мыслями...» 10.


Результатом новых контактов с богатым югом Европы стало оживление жизни в земле пруссов. Сам факт составления в традициях тогдашней дипломатии письма крупнейшего монарха «варварской» Европы удаленному от пределов цивилизации [43] племени предполагает не только большую заинтересованность Теодориха в янтаре. Готы справедливо считали пруссов способными для завязывания дипломатических отношений и достаточно высоко оценивали уровень общественного сознания у аристократии Янтарного берега, знание ею латинского или готского письма и методов ведения дипломатической переписки. Даже если принять во внимание недавно высказанное польским археологом Войцехом Новаковским предположение о том, что приведенный выше текст письма составлен секретарем Теодориха Кассиодором лишь как образец государственного письмоводительства, все равно это не преуменьшает значения пруссов для народов древней Европы.


Комментарии

9. Иордан. О происхождении и деяниях готов. М., 1960. С. 72.

10. Gaerte W. Urgeschichte Ostpreussens. Konigsberg, 1929. S. 305, 307.

(пер. В. И. Кулакова)
Текст воспроизведен по изданию: Восточная Пруссия с древнейших времен до конца второй мировой войны. Калининград. Калининградское книжное издательство. 1996

© текст - Кулаков В. И. 1996
© сетевая версия - Тhietmar. 2017
© OCR - Рогожин А. 2017
© дизайн - Войтехович А. 2001 
© Калининградское книжное издательство. 1996