Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

Доставка шашлыка красноярск

доставка шашлыка красноярск

royalgrill.online

500casino

500casino

500casinonews.com

Абонентское юридическое обслуживание

Сколько стоит абонентское юридическое обслуживание для юридических лиц.

yourlawyer.ru

ФРУТОЛЬФ ИЗ МИХЕЛЬСБЕРГА

ХРОНИКА

CHRONICA

Хроника Фрутольфа из Михельсберга и продолжение Эккехарда из Ауры

В историографии долгое время существовало мнение Г. Вайца, согласно которому автором большой хроники, составленной в Михельсбергском монастыре под Бамбергом был Эккехард. Исследователи полагали, основываясь на материалах самой хроники и некоторых других источников, что он был монахом этого монастыря и в первой редакции хроники, завершенной в 1099 г. использовал находившиеся там рукописи. В 1101 г. он отправился паломником в Иерусалим, недавно завоеванный крестоносцами, и в следующем году вернулся в Европу. В апреле 1102 г. он присутствовал на Латеранском соборе. К этому времени исследователи относили изменение взглядов Эккехарда, [181] поскольку в хронике, написанной в 1099 г. он был на стороне Генриха IV, а с 1102 г., судя по последующим редакциям текста и его деятельности он оказался союзником Генриха V, папы и епископа Оттона Бамбергского. Последний назначил Эккехарда аббатом в монастырь Св. Лаврентия в Ауре, недалеко от Киссингена, основанный в 1108 г. и освященный в 1113 г. Эккехард умер, вероятно, до 20 февраля 1126 г. 1

Х. Бреслау обратил внимание на сообщение Хеймона, каноника церкви св. Якова в Бамберге, что его учитель Фрутольф (Frotolfus) в своей хронике прибавил к хронологическому расчету Беды Почтенного от сотворения мира до Рождества Христова 10 лет и таким образом при хронологических указаниях исходил из 3962 лет. Именно такой подсчет применен в редакции хроники, завершенной в 1099 г. Бреслау изучил также письмо рукописи-автографе, находившегося до XV в. в Михельсбергском монастыре (теперь находится в Иене). Это позволило ему доказать, что автором редакции был Фрутольф, а Эккехард лишь частично переработал и продолжил ее. Стало ясно изменение политического направления хроники в начале XII в.: Фрутольф был сторонником Генриха IV, а Эккехард - Генриха V 2. [182]

О Фрутольфе Бресслау удалось собрать очень мало сведений. Он был монахом и приором в Михельсберге, умер 17 января 1103 г. В некрологии Фрутольф назвав пресвитером, следовательно, до поступлении в монастырь он принадлежал к белому духовенству. Судя по упомянутому ранее свидетельству каноника Хеймона, он был в монастыре учителем. Кроме того был большим книжником; в старом каталоге Михельсбергского монастыря имеется перечень книг, которые были им туда отданы. Фрутольф был также знатоком музыки. Его перу принадлежат несколько трактатов в этой области 3.

Фрутольф создал огромное историческое произведение от сотворения мира до современных ему дней. В нем он изложил всемирную историю, стремясь к погодному изложению событий, в связи с чем переработал значительный собранный материал, пускаясь в некоторых случаях в самостоятельные хронологические разыскания или давая использованным источникам критические оценки. В основу анналистической схемы им положены годы правления императоров, однако для раннего периода он посвящает отдельные экскурсы истории народов: франков, готов, гуннов и других. Фрутольф использовал в своем труде библию, сочинения Беды, Орозия, Аврелия Виктора, Павла Дьякона, Тертуллиана, Иордана, Эйнхарада, Рихера, Лиутпранда, Видукинда, а также в различной степени другие источники, в зависимости от того, насколько важный материал они сообщают для того или иного времени. Однако главным его источником была Вюрцбургская хроника, которая кончалась после 1057 г. Она была положена в основу его произведения 4. Фрутольф подробно рассказал о правлении Генриха I и [183] Оттона I, затем хроника становятся краткой вплоть до 1057 г. (за немногими исключениями), когда королем стал Генрих IV. Для периода правления Генриха IV хроника содержит много оригинальных известий; автор использует письма и официальные документы, причем его симпатии находятся на стороне императора. С 1086 г. записи снова становятся краткими как в анналах, хотя и самостоятельными по происхождению. С 1096 г., с начала Первого крестового похода Фрутольф излагает событие более подробно. Фрутольф завершил свой труд в 1099 г., но затем, по мнению Х. Бресслау приписал данные о событиях 1100 и 1101 гг. 5 Для своего времени это было выдающееся произведение, в котором был собран и творчески систематизирован огромный материал, источники переработаны с элементами критики.

Значительный интерес представляет не только содержание, но и литературная форма произведения. Эккехард обратился к переработке хроники, вероятно, вскоре после смерти Фрутольфа. Он дополнял текст подробным изложением событий I крестового похода, отредактировал записи за 1099-1101 гг. и продолжил сочинение до 1106 г., причем, начиная с 1102 г. излагал события в характерном для него тоне, направленном против Генриха IV и в пользу папы Пасхалия II и Генриха V (редакция В). В дальнейшем Эккехард предпринял еще несколько переработок хроники (редакции С, Д, Е), в которых сочувственно излагаются события правления Генриха V, которому была посвящена редакция Д. В последнем варианте, редакции Е, весь труд был разделен на 5 книг и посвящен аббату корвейского монастыря Эркенберту 6. [184]

Рукописи: перечень в [Pertz G. H.] Bemerkungen, [491], s. 469-509; MGH, SS, VI, 1844, 14-16.

Издания: перечень в Potthast. Wegweiser, I, 400.

Переводы: перечень там же.

Текст известий о Руси приводится по изданию: Ekkehardi chronica, [61]. [185]


Перевод.

937. Игорь 7, король русов, зная, что войска греков уведены против саррацин и рассеяны для охраны островов 8, прибыл с тысячью, и даже более, кораблей для того, чтобы захватить Константинополь. Он до такой степени был уверен в победе, что приказал, чтобы греков не убивали, а брали в плен. Император Роман 9, мужественно устремившись с немногими навстречу им, сжег почти всех [руссов] вместе с кораблями брошенным со всех сторон греческим огнем; спаслась немногие, и он приказал, чтобы все взятые в плен были обезглавлены 10.

1089. Император 11 отпраздновал в Кельне свадьбу, взяв в супруги некую вдову маркграфа Утона 12, дочь короля руссов 13.

[1096]. Затем, перейдя через государство Константина 14, страну во всем чрезвычайно богатую, они 15 достигают море Руссии 16.

1099. Умер папа Урбан 17. Он собирал многочисленные поборы во время смут в церкви, увы, до сих пор длящихся; он обнародовал также многочисленные постановления; в одном из них, созвав к городу Пьяченце почти 200 отцов [церкви] 18, он провозгласил, что император Генрих отлучен как им, так и его предшественниками 19. При этом королева Адельгейда 20, супруга этого императора, присутствуя не соборе, многое свидетельствовала во всеуслышание об его нечестии 21.


Комментарии

1. Ekkehardi Uraugensis chronica, [61], p. 4; Reininger W. Die Benedictiner Abtei, [503], s. 12-29; Wattenbach W. Deutschlands Geschichtsquellen, [571], Bd. II, s. 189-197. Подробно об Эккехарде с учетом нового взгляда на авторство хроники см.: Wattenbach-Holtzmann. Deutschlands Geschichtsquellen, [572], Bd. I, 3. H., s. 499-505.

2. Bresslau Н. Bamberger Studien, [338], s. 197-219. Указанное хорошо аргументированное открытие Х. Бресслау было принято в немецкой историографии (Manitius M. Gеschichte, [475], 3.Т., s. 350-361; Wattenbach-Holtzmann. Deutschlands Geschichtsdeutsche Literatur, [454], s. 109-110; Geschichte, [376], s. 486. В трудах русских и советских историков наблюдения Бресслау не нашли отражения.

3. Bresslau Н. Bamberger Studien, [338], s. 220-226; Manitius M. Gеschichte, [475], 3.Т., s. 350-361.

4. Buchholz G. Die Wuerzburger Chronik, [342]; Wattenbach W. Deutschlands Geschichtsquellen, [571], Bd. II, s. 190-192.

5. Как показал Ф. И. Шмале, Фрутольф работал над хроникой только до 1099 г. (Schmale F. J. Zur Abfasnungszeit, [522], s. 81-87).

6. Waltz G. Commentationes, [562]; [Pertz G. H.] Bemerkungen, [491], s. 469-509; Wattenbach W. Deutschlands Geschichtsquellen, [571], Bd. II, s. 190-194; Gold K. Einheitliche Anschaung, [387]; Manitius M. Gеschichte, [475], III, Т., s. 354-357; Bresslau Н. Bamberger Studien, [338], s. 198. Новейшее исследование редакций и списков хроники Эккехарда см.: Schmale F. J. Ueberlieferungskritik, [520], s. 110-134.

7. Игорь (ум. 945), великий киевский князь с 912 г., из династии Рюриковичей. Имя указано в форме аналогичной древнескандинавской - Ingvar, от которой обычно производят древнерусские Игорь и Ингвар (Рыдзевская Б. А. К варяжскому вопросу, [262], с. 510).

8. В 941 г. для византийского императора Романа Лекапина сложилась благоприятная обстановка. Сейф ад-Даула из династии Хамданидов в этом году не тревожил пределы Византийской империи, и Роман начал вести переговоры с Гуго Прованским по организации совместного похода против арабов, обосновавшихся на юге Франции. Корабли, снабженные греческим огнем, должны были быть основной ударной силой в борьбе с арабским флотом (Васильев А. А. Византия и арабы, [148], с. 246). Сухопутная армия находилась, в основном, на границе с арабами, так что столица империи оставалась почти беззащитной.

9. Роман I Лекапин (ум. 948), византийский император (920-944), из Македонской династии.

10. Сообщение о походе Игоря на Константинополь заимствовано из хроники Сигеберта из Жамблу, где оно записано под 936 г., а тот переписал это известие из сочинения "Antapodosis" кремонского епископа Лиутпранда и поместил его в той части своего труда (381-1023 гг.), которая представляет собой компиляцию из большого количества источников (Siegeberti Gemblacensis chronographia, [117], p. 274-275). Лиутпранд побывал в 949 г в Константинополе в качестве посла короля Беренгария II и передал рассказ о нападении русов на столицу Византийской империи в 941 г. (Liudprandi antapodosis, V, 15).

11. Генрих IV (1050-1106), германский король с 1056 г., император с 1084 г. из Франконской (Салической) династии, сын Генриха III.

12. Утон (Удон) II Штаденский (ум. 1082), маркграф Северной марки.

13. Сообщение о женитьбе Генриха IV на Евпраксии — Адельгейде, дочери великого киевского князя Всеволода Ярославича (наст. изд., вып. 2 ), записано в хронике Фрутольфа (редакция А). Источник данного сообщения не прослеживается. Фрутольф в этой части своего труда широко использовал Вюрцбургскую хронику. Но поскольку Албанские, Розенфельдские и Эльвангенские анналы, по которым восстанавливается Вюрцбургская хроника, не сохранившаяся после 1057 г., сообщают только о женитьбе императора без дополнительных сведений о невесте (Buchholz G. Die Wuerzburger Chronik, [342], s. 32-34, 49), то известие о свадьбе Генриха IV, появившееся вне всякой связи с предыдущим и последующим текстом принадлежит самому Фрутольфу.

Возможно, хронист, сторонник императора, стал обстоятельно рассказывать об этом неудачном браке (скандальные истории, которые стали известны в Западной Европе в 1093 и 1094 гг., о супружеской жизни императорской четы, были, вероятно, ему известны). Однако представляется более вероятным, что Фрутольф сделал запись о женитьбе императора вскоре после произошедших событий. Ему были точно известны год и место свадьбы, но остальные сведения, дошедшие до него, были неточны. Поэтому он написал о Евпраксии — "некая вдова" (возможно, в отсутствии имени сказалось недоумение Фрутольфа перед сообщением о перемене во время коронования имени Евпраксия (западноевропейский эквивалент — Пракседа) на Адельгейда (На возможность изменения имени при коронации указывал С. П. Розанов (Розанов С. П. Евпраксия — Адельгейда, [255], с. 624). Неверны также сведения о том, что Евпраксия была ранее женой маркграфа Утона (Удона) Штаденского - она вышла замуж за его сына Генриха по прозвищу Длинный (ум. 1087 г.). В редакциях C. D. E. Эккехард уточнил эту запись и заменил неверно указанного Утона Генрихом.

14. То есть, через Византию. Имеется в виду император Константин Великий (ок. 285-337), при котором столица римской империи была перенесена в Византий (Константинополь). В 1097 г. византийским императором был Алексей Комнин (1048-1118).

15. Крестоносцы. Речь идет о войне Готфрида Бульонского.

16. Рассказ о Первом крестовом похода, где упоминается "море Руссии", находится в записи хроники под 1099 г. и принадлежит Эккехарду (редакция В), который в 1101 г. совершил паломничество в Иерусалим по тому же пути, что и крестоносцы: через Венгрию, Болгарию и Константинополь. Позднее этот текст был включен в отдельно изданное сочинение "Hierosolimits" (MGH, SS, VI, p. 265). Эккехард использовал сведения из различных источников, письменных и устных (Sybel Н. v. Geschichte, [550], s. 66-67; 2. Aufl., s. 57-58; Hegenmeyer Н. Das Verhaltniss, [395], s. 21-42). Известие с упоминанием "моря Руссии" было им заимствовано из неизвестного источника и Эккехард, вероятно, механически, включил его без обоснованной связи с предшествующим и последующим текстом. Хронист уже писал ранее о войске Готфрида Бульонского, которое пройдя Венгрию и Болгарию, достигло Константинополя (Войско Готфрида Бульонского подошло к Константинополю 23 декабря 1096 г. (Hagемeyer Н. Chronologie, [394], р. 51)), места сбора сил крестоносцев. Он не сообщил о многих событиях, произошедших с крестоносцами в Константинополе (Roehricht R. Geschichte, [506], s. 63-81; Geschichte, [550], 2. Aufl., s. 258-277), но сразу перешел к рассказу о переправе крестоносного войска в Малую Азию, снабдив повествование выпадами против императора Алексея. Затем Эккехард написал о выступлении в поход и взятии Никеи, ошибочно указав, что крестоносцы передали захваченный город византийцам по договору, согласно которому города, некогда подчиненные Византии, будут передаваться императору Алексею. В действительности, Никея сдалась византийскому войску, а не крестоносцам (Roehricht R. Geschichte, [506], s. 82-88). Лишь после сообщения о взятии Никеи Эккехард написал снова, что крестоносное войско прошло Византию и подошло к "морю Руссии". Затем следует рассказ о похоже от Никеи на Антиохию (MGH, SS, VI, p. 215-216).

Обозначение Черного моря как "моря Руссии" связано, вероятно, со знакомством крестоносцев или самого Эккехарда с местным византийским географическим названием. Традиционное греческое название Черного моря o pontoV euxenoV. В XV в. его называли также "Черное море" и "Великое море" (Барбаро, [I], с. 164). Аль-Масуди (середина X в.) назвал Черное море "морем русов", а автор вступительной части "Повести временных лет" (конец XI - начало XII вв.) — "Русским морем" (наст. изд., вып. 2). Следовательно, название "Русское море" или "море руссов" существовало в X-XI вв. наряду с другими названиями. У Эккехарда впервые в западноевропейской литературе появляется это географическое обозначение, и с крестовыми походами оно стало, вероятно, широко известно. В "Славянской хронике" Гельмгольда, написанной во второй половине XII в. на севере Европы упоминается "Русское море" (наст. изд., вып. 2). Столетием позднее Эккехарда шампанский маршал Жоффруа Виллардуэн (род. между 1150 и 1164 гг., ум. ок. 1212 г.) в своей хронике, посвященной истории Четвертого крестового похода, говорит о "Русском море" ([Geoffroi de] Villehardouin. La conquete, [67], p. 141).

17. Урбан II, римский папа (1088-1099), умер 29 июля.

18. Собор в Пьяченце состоялся с 1 по 7 марта (Hagenmeyer H. Chronologie, [394], p. 6) 1095 г. На нем присутствовало, согласно сведениям других источников, 4000 духовных лиц и 30000 светских, поэтому первое и третье заседания собора происходили вне города (Hefele C. J. Histoire, [400], p. 388).

19. Среда вопросов, обсуждавшихся на соборе в Пьяченце, была осуждена "недостойная" супружеская жизнь французского короля Филиппа I, который разошелся с первой женой Бертой и женился на Анжуйской герцогине Бертраде де Монфор. Во всевозможных грехах был обвинен и император Генрих IV. Была выслушана также просьба послов византийского императора Алексея Комнина, которые просили у папы и всего христианского мира помощи против турок-сельджуков, в связи с чем папа Урбан II впервые выступил с призывом к организации похода на помощь восточным христианам. Были рассмотрены также другие важные вопросы (Knonau G. M. Jahrbuecher, [400], Bd. IV, s. 442-447; Hefele C. J. Histoire, [400], p. 388-395; Becker A. Papst Urban II, [325], s. 156-159). Из этих интересных для средневекового хрониста вопросов Эккехард упомянул (то-ли в силу пристрастности к Генриху IV, или только этот сюжет был ему известен) лишь об очередном отлучении императора. Отметим, что Фрутольф не только не написал о соборе в Пьяченце, но и о последующем соборе в Клермоне, на котором 26 ноября 1095 г. Урбан II выступил с речью, явившейся официальным призывом к крестовому походу.

20. Адельгейда - Евпраксия Всеволодовна.

21. Евпраксия рассказала собору о разврате, навязанным ей супругом. Эти рассказы вызвали сочувствие к ней, а папа отпустил ей грехи, потому что она перенесла их насильно, она была освобождена от епитимьи, так как она публично и добровольно покаялась (Розанов С. П. Евпраксия — Адельгейда, [255], с. 636).

Эккехард не упустил случая еще раз напомнить о греховности Генриха IV, от которой пострадала его супруга.

(пер. М. Б. Свердлова)
Текст воспроизведен по изданию: Латиноязычные источники по истории Древней Руси. Германия. Вып. I. Середина IX - первая половина XII в. М. Институт истории АН СССР. 1989

© текст - Свердлов М. Б. 1989
© сетевая версия - Тhietmar. 2012
© OCR - Reindeer. 2012
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Институт истории АН СССР. 1989

Доставка шашлыка красноярск

доставка шашлыка красноярск

royalgrill.online

500casino

500casino

500casinonews.com

Абонентское юридическое обслуживание

Сколько стоит абонентское юридическое обслуживание для юридических лиц.

yourlawyer.ru