НЕИЗВЕСТНАЯ ВЕРСИЯ «ШЕЙБАНИ-НАМЭ» БЕНАИ

Камал ад-Дин Бенаи был одним из видных ученых своего времени. Вплоть до начала нашего столетия ученые признавали в нем только талантливого поэта, крупного богослова и искусного музыковеда. И только после 1910 г. Бенаи обрел новую славу — историка. Этим он обязан профессору Петербургского университета (позднее академику) А. Н Самойловичу, опубликовавшему в 1910 г. небольшую заметку об историческом труде Бенаи «Шайбани-намэ» 1. С тех пор Бенаи стал объектом непрестанного внимания специалистов-историков; о нем написано много статей и работ 2, а его исторический труд — пока что единственный полный и достоверный источник по периоду Мухаммада Шайбани-хана — лег в основу отдельных исследований 3 и разделов истории узбекского и таджикского народов 4.

«Шайбани-намэ» Бенаи повествует о событиях, происходивших в Дашт- и Кипчаке и Мавераннахре со времени правления Шейх-Хайдар-хана, сына основателя государства кочевых узбеков Абу-л-Хайр-хана (1428-1469) до завоевания [52] Шайбани-ханом Мавераннахра и Хорезма (1502 г.). В хронике, помимо богатого исторического материала, содержатся ценные этнографические и географические сведения. Сочинение это представляет большой интерес для изучения политической жизни Средней Азии и Казахстана последней четверти XV — начала XVI в.

До настоящего времени единственным списком «Шайбани-намэ» Бенаи считалась уникальная ташкентская рукопись, хранящаяся ныне в Институте востоковедения АН УзССР, инв. № 844 (почерк четкий насталик, 41 лл., 22х31,5 см) 5, переписанная секретарем Шайбани-хана Мирза Мумином мунши, а местами (лл. За, 24а, 31а и др.) — самим Шайбани. Однако теперь можно твердо сказать, что этот список является кратким конспективным изложением хроники, поскольку выявлен более полный список «Шайбани-намэ» Бенаи, который мы условно именуем неизвестной версией «Шайбани-намэ» Бенаи.

Новая версия «Шайбани-намэ» более объемиста (104 л.) и отличается от рукописи № 844 полнотой и подробностью изложения. Она была включена в известный капитальный труд Хафиз-и Таныша Бухари «Шараф-намэ-и шахи» («Абдулла-намэ») в двух его списках, хранящихся ныне в Баку и Душанбе 6. Это было сделано, очевидно, по инициативе переписчика указанных списков Мухаммада Мирза Гани 7, стремившегося, вероятно, восполнить историю Шайбанидов, начиная от Абу-л-Хайр-хана к кончая Абд ал-Мумином. последним представителем этой династии.

История обнаружения новой версии «Шайбани-намэ» весьма любопытна. Работая над подготовкой к печати «Абдулла-намэ» Хафиз-и Таныша Бухари, мы выписали фотокопии этого труда из Ленинграда, Баку и Душанбе. При сличении их друг с другом и со списком ИВ АН УзССР (инв. № 2207) выяснилось, что в бакинский список «Абдулла-намэ» включено совершенно другое сочинение — «Шайбани-намэ» Камал ад-Дина Бенаи. С подобным же фактом столкнулся несколько лет назад и таджикский ученый А. Мирзоев. Труд Бенаи, сходный с нашей версией как по содержанию, так и по объему, был переплетен вместе с другим списком «Абдулла-намэ» Таныша Бухари, хранящимся в Душанбе 8. А. Мирзоев высказал тогда правильную мысль, что это не отдельный труд Бенаи, а более полный вариант «Шайбани-намэ» 9. Однако он не развил эту мысль, не подкрепил ее фактами и, более того, счел данный труд самостоятельным сочинением и именовал его «Футухат-и хани» («Ханские завоевания») 10.

Спорным оставалось время и обстоятельства составления так называемой «Футухат-и хани». А. Мирзоев предположительно высказал на этот счет два мнения: 1) Бенаи составил этот труд сразу же после гибели Шайбани-хана под Мервом (1510 г.) и по поручению его сына Мухаммад Тимур-султана 11; 2) Бенаи приступил к составлению этого труда после 1504 г. 12

Однако мы придерживаемся иного мнения, поскольку «Шайбани-намэ» (ркп. № 844) хронологически охватывает более значительный отрезок времени, чем так называемая «Футухат-и хани». Если «Шайбани-намэ» рассказывает о захвате Шайбани-ханом Хорезма в 1502 г., то в неизвестной версии повествование прерываете» захватом кочевыми узбеками Самарканда в 1500 г. Следовательно, можно полагать, что данная версия была составлена в 1500-1503 гг. Что касается сокращенной версии «Шайбани-намэ» (ркп. № 844), то она, очевидно, была составлена после 1503 г. По-видимому, вычурный и цветистый язык первого варианта не устраивал Шайбани-хана и его окружение и он приказал составить труд более сжато и проще. Кроме того, к тому времени уже был завоеван Хорезм, имевший большое политическое и стратегическое значение, и Шайбани-хан наверняка хотел, чтобы это важное событие нашло отражение в его официальной хронике.

Неизвестная версия «Шайбанн-намэ», несмотря на вычурность и цветистость языка (к тому же она обильно пересыпана стихами), имеет свои достоинства. Это, прежде всего, подробность и обстоятельность изложения, а также более четкое выделение заглавий по сравнению с рукописью № 844. Для примера приведем некоторую параллель между этими двумя списками (см. ниже стр. 53-54).

Если неизвестная версия «Шайбани-намэ» состоит из 73 глав, то рукопись № 844 имеет всего 20 глав.

В пространном предисловии неизвестной версии (лл. 1б-18а) говорится о различиях в верованиях шиитов и суннитов, о благородных качествах Мухаммада Шахбахта (Шайбани-хана) и его сына Мухаммад Тимур-султана, о достопримечательностях Самарканда и его окрестностей, об [54] Абу-л-Хайр-хане и его деяниях, о причинах составления данной книги и др. Здесь же автор сообщает ценные автобиографические сведения. По словам современного ему историка Хондемира, Бенаи вынужден был покинуть Герат, так как он не поладил с эмиром Низам ад-дином Алишером Навои 13. Сам же Бенаи считает повинным в этом некоторых ученых-завистников и не называет имя Навои 14 Он пишет: «Картина [этого] события такова, что в 900 (1494) году покой этого ничтожнейшего [раба] вышел из равновесия и терпение [его] было согнуто из-за притеснения отчизны и зависти некоторых ученых. И [я] Бенаи, не устояв, решился на эмиграцию, дабы обрести спокойствие и безопасность... в тот же год прибыл в охраняемый богом Самарканд» 15.

Заслуживают внимания и приведенные здесь сведения об обсерватории Улугбека. По словцам Бенаи, она была тогда целой и величественно возвышалась у подножия Кухека, у Аб-и Рахмата 16. Такой ее видел и Бабур. В рассказах о событиях 903/1497 г. говорится:. «Другая высокая постройка Улугбека мирзы — обсерватория у подножия холма Кухек, где находится инструмент для составления звездных таблиц. В ней три яруса...» 17. Следовательно, это великолепное сооружение продолжало существовать и на рубеже XVI в., а высказывавшееся в некоторых работах мнение, будто бы оно было разрушено сразу же после гибели Улугбека, не соответствует действительности.

В неизвестной версии «Шайбани-намэ» мы встречаем любопытный факт о довольно близких связях Шайбани с одним из влиятельных последователей известного среднеазиатского шейха Ходжа Мухаммада Парса (ум. 822/1419 г.) Хафиз Хусейном Бусири: Шайбани познакомился с ним (еще до завоевания Мавераннахра) в Бухаре, где он учился в течение двух лет у видного богослова мавлана Мухаммад Хитая 18. Узбекский хан не раз гостил у Хафиза Хусейна, а последний часто присутствовал на устраиваемых Шайбани-ханом ученых собраниях. Отметим, что в рукописи № 844 ничего не говорится о каких-либо отношениях Шайбани с последователями Ходжа Мухаммад Парса.

В рукописи № 844 буквально в пяти строках говорится о том, что в 905 г. х. (1499-1500 гг. н. э.) Шайбани-хан двинулся на Карши и Кеш (Шахрисабз) для захвата имущества их жителей 19. В анонимной же версии эти события описаны весьма подробно 20.

Сочинение Камал ад-дина Бенаи «Шайбани-намэ» до сих пор не было опубликовано, хотя еще в 1945 г. в Институте востоковедения АН УзССР был подготовлен к [55] изданию его текст и перевод с комментариями и примечаниями 21.

Мы считаем, что теперь, когда обнаружена анонимная версия «Шайбани-намэ», настало, наконец, время издать этот ценный памятник как в тексте, так и в переводе и тем самым сделать его достоянием всех изучающих историю Средней Азии и Казахстана.

Б. А. Ахмедов


Комментарии

1. А. Самойлович, Шайбани-намэ, ЗВОРАО, XIX, СПб., 1910, стр. 164-176.

2. М. А. Салье, Кемал ад-Дин Беннаи и его покровители. Страничка из истории культурной жизни Средней Азин, «Дар». Альманах Союза советских писателей Узбекистана. К ХХ-летию Узбекской ССР, Ташкент, 1944, стр. 173-178; его же, Подлинная рукопись Шейбани-хана, Бюллетень АН УзССР, Ташкент, 1945, № 11-12; Р. Г. Мукминова, О некоторых источниках по истории Узбекистана начала XVI века, Труды ИВ АН УзССР, вып. III, Ташкент, 1954, стр. 119-137; С. К. Ибрагимов, Шейбани-намэ» Бенаи, как источник по истории Казахстана XV в. Труды сектора востоковедения АН Казахской ССР, т. I, Алма-Ата, 1959, стр. 141-157.

3. Мы имеем в виду еще не опубликованные работы Р. Г. Мукминовой «Шейбани-хан и завоевание им империи Тимуридов» и автора этих строк «Государство кочевых узбеков в XV веке. Политико-экономический очерк», а также исследование М. А. Абдураимова «Очерки аграрных отношений в Бухарском ханстве в XVI — первой половине XIX в.» и монографию С. А. Азимджановой «К истории Ферганы второй половины XV в.», Ташкент, 1957.

4. Абдулгани Мирзоев, Бинои, Изд-во АН ТаджССР, 1957; История Узбекской ССР, т. I, кн. первая, Ташкент 1955, стр. 380-409; Б. Г. Гафуров История таджикского народа в кратком изложении, издание третье, М.. 1955, стр. 359-377.

5. Описание рукописи см. «Собрание восточных рукописей АН УзССР», т. I, Ташкент, 1952, стр. 62-63.

6. Шараф-намэ-и шахи, Республиканский рукописный фонд Азербайджанской ССР, инв. № 446; Рукописный фонд АН Таджикской ССР, инв. № 1425.

7. Мухаммад Мирза Гани был дебиром (секретарем) бухарского казия мулла Мир Бадр ад-дина; умер в 1324/1906 г. (о нем см.: Мирза Абдуазим Сами, Тарих-и салатин-и мангитийа, перевод с персидского, предисловие, примечания Л. М. Епифановой, М., 1962, текст, л. 126б, перевод, стр. 126).

8. Абдулгани Мирзоев, Бинои, стр. 155.

9. Там же.

10. Там же, стр. 154-156.

11. Там же, стр. 363.

12. Там же, стр. 362 и 363.

13. Хондемир, Хабиб ас-синар, т. IV, Тегеран, 1333/1955, стр. 348-349. (перс. текст).

14. Неизвестная версия «Шайбани-намэ», л. 9а.

15. Там же.

16. Там же, л. 10а.

17. Бабур-намэ, перев. М. А. Салье, Ташкент, 1958, стр. 61.

18. Неизвестная версия «Шайбани-намэ», лл. 316-346.

19. Шайбани-намэ, ркп. ИВ АН УзССР, инв. № 844, л. 24а.

20. Неизвестная версия «Шайбани-намэ», л. 80а-80б.

21. М. А. Салье, Подлинная рукопись Шейбани-хана, Бюллетень АН УзССР, Ташкент, 1945, № 11-12, стр. 46.

Текст воспроизведен по изданию: Неизвестная версия "Шейбани-намэ" Бенаи // Общественные науки в Узбекистане, № 2. 1965

© текст - Ахмедов Б. А. 1965
© сетевая версия - Тhietmar. 2021
© OCR - Андреев-Попович И. 2021
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Общественные науки в Узбекистане. 1965