Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

БАЛЬТАЗАР КОЙЭТТ

ИСТОРИЧЕСКИЙ РАССКАЗ

ИЛИ ОПИСАНИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ ГОСПОДИНА КУНРААДА ФАН-КЛЕНКА

VOYAGIE VAN DEN HEERE KOENRAAD VAN KLENK, EXTRAORDINARIS AMASSADEUR VAN HAER HO: MO: AEN ZYNE ZAARSCHE MAJESTEYT VAN MOSCOVIEN

BALTHASAR COJET

(1675)

В 1675 г, голландец Кунраад фан-Кленк ездил в Москву в качестве посла генеральных штатов. Помимо реляции самого посла генеральным штатам (издана в Гааге в 1676 г.), об этом посольстве написана была книга: "Исторический рассказ или описание путешествия, совершенного в свите господина Кунраада фан Кленка" и т. д. (Historisch Verhael, of Beschryvlng van de Voyagie, gedaen onder de Suite van den Heere Koenrad van Klenk, etc. t'Amsterdam, 1677). Издатель книги заявлял, что любители рассказов о путешествиях должны благодарить за нее "одного из дворян свиты" Кленка. Исходя из этого указания и из сопоставлений различных намеков в тексте книги, А. М. Ловягин убедительно доказал, что автором ее был богатый нидерландский купец из дворян — Бальтазар Койэт (Balthasar Coyet), ездивший с посольством в Московию и описавший путешествие на основании подробного дневника посольства и собранных им самим наблюдений (См. А. М. Л[овягин]. Голландец Кленк в Московии. "Историч. Вестник", 1894, № 9, стр.788 — 791; по типографской ошибке, Койэт всюду здесь называется Койстом). Однако, уже и предшествующие исследователи, не догадываясь об авторе, отмечали интерес этой книги как исторического источника: так, напр., она названа у С. Mei-ners'a (Vergleichung etc. I, S. 29,225, 275, 318,364, II, 267); одну страницу посвятил ей Adеlung (Kr.-Lit. Uebersicht, l, 359 — 360); впоследствии Е. Замысловский уже обратил внимание на то, что в ней содержатся весьма важные материалы для русской истории конца XVII века (Царствование Федора Алексеевича I, 204 прим.). В полной мере значение сочинения Койэта раскрылось, однако, только тогда, когда голландский текст его весьма редкой книги, вместе с русским переводом en regard A. M. Ловягина, был издан Археологической комиссией: "Посольство Кунраада фан-Кленка к царям Алексею Михайловичу и Федору Алексеевичу". Пб. 1900 [выдержки из этого перевода были даны Ловягиным еще в "Русской Старине". 1893, № 12], откуда мы и заимствуем нижеследующий отрывок (гл. XI, стр. 340 — 342), а также в, значительной степени, и сопровождающие его [70] примечания переводчика. Характеристика Сибири, сделанная Койэтом, несмотря на свою краткость, все же довольно интересна, т. к. в ней дано несколько свежих в европейской литературе данных, напр., о Байкале, о Селенгинске, Монголии и Амуре; все эти сведения собраны автором в Москве.

Описание области Сибирь и указание, как из Москвы ездить туда и дальше.

Сибирь, могучая область Московии, лежит в сторону реки Оби, между Кондориею, Лукоморьем и Пермью; это хорошая плодородная страна, громадного протяжения, покрытая многими лесами, состоящими из разнообразных деревьев: березы, сосны, липы, кедра, можжевельника и др. Здесь находятся и разные реки, как-то: Баранча, Тагил, Тура, Исеть 1, Иртыш, Обь, Катунь и многие другие, на берегах, которых много деревень, довольно густо населенных. Река Катунь шириною в 300 сажен 2 и имеет очень быстрое течение. В этой стране много разных животных, птиц и рыб; много семги и известных других сортов рыб, которые называются осетрами, стерлядью, нельмою, тайменем. Здесь также много гор с железом, а некоторые думают, что тут находятся горы и с другими металлами 3. Эта страна, которая в иных местах на локоть высотою покрыта черноземом, плодородна и дает разнообразные ягоды, имеющие разные странные названия. Здесь находят чернику и известный особый сорт бадиана 4, называемый по-латински Anisum Stellatum, т. е. звездистый анис. Здесь имеется также много винограду 5, яблоков и слив. В этой стране много деревень, жители которых на судах, называемых стругами, сносятся друг с другом и перевозят свои продукты с одного места на другое. Тобольск, главный город этой области, ведет, сообразно своему положению, большую торговлю.

Из Москвы в Сибирь ездят по рекам: Москве, Обе, Каме, Чусовой и Серебрянке 6; отсюда приходится 20 верст или около 4 миль идти по суше до р. Баранчи, Тагила и Туры, из которых последняя впадает в большую реку Тобол; на этой реке расположен большой город Тобольск, куда деревни, лежащие по названным рекам, свозят свои продукты на стругах. Все эти реки изобилуют рыбою, и страна вокруг них родит много хлеба. Около Верхотурья живут люди, называющиеся вогулами, а вокруг Тобольска — татары, остяки и вогулы, живущие все без законов и создающие себе богов, каких пожелают, из сотворенных вещей. Из столицы Сибири, Тобольска, едут водою 7 по большим рекам: Иртышу, Оби и Кети до Енисейского в течение 10 недель, на больших судах, а в течение 3 дней сушею, через пахотную землю; от Енисейска же на судах поднимаются через стоячую воду Байкал и реки, вплоть до Селенгинского. Эти места населены подданными его царского величества; [71] путешествие это продолжается 8 недель. От Селенгинского до владений Китайских (Катая) живут монгольские народы; здесь приходится идти с товарами целый месяц. Предполагают, что эти люди охотно стали бы платить подать его царскому величеству, как только у них ее потребуют, тем более, что несколько времени тому назад их послы были в Москве. Эти народы, живущие от Селенгинского до Китая, миролюбивы и тихи и торгуют с населением Китая (Катая). Как уже сказано, здесь скота, птицы и рыбы изобилие, равно как и ревеня, индиго, красного дерева 8 и квасцов. От Селенгинского, по реке Хилке 9, путешествуют две недели до Даурии 10, до большой реки Амур, по которой в два дня пути можно дойти до Великого океана, а оттуда на кораблях можно отправиться на Никанские острова 11, которые недалеки и отличаются теплым климатом. В городках Лавкаевском и Албазине 12, находящихся под охраною его царского величества, было около 300 человек, которые предприняли здесь ловлю прекрасных соболей и обработку земли; последняя тут так плодородна, что, как говорят, от одного посеянного фунта ржи можно собрать 40 пудов (каждый в 40 русских фунтов) хлеба 13. От реки Амур, отделяющей владения его царского величества от владений чжунгарских калмыков, можно в течение 8 дней доехать до знаменитой Китайской (Синской) стены и таким образом приехать в это государство. Однако, в сторону бухарских татар, владения его царского величества отстоят дальше от названной стены, а поездка через страну монгольских калмыков берет добрых 30 дней и ведет, большею частью, через пустынные и безводные местности.


Комментарии

1. Баранча — левый приток р. Тагила; Тагил — правый приток Туры (системы Оби), берущий начало в Уральском хребте; Тура также берег начало на восточном склоне Урала, течет мимо Верхотурья, Туринска и Тюмени и вливается с левой стороны в р. Тобол; Исеть — левый приток Тобола. По Баранче и Тагилу плыл Ермак в 1580 г.

2. Катунь вытекает двумя истоками с южного склона горы Белухи, на Алтае, из Катунского ледника, ниже г. Бийска соединяется с р. Бией, образуя р. Обь. Течение ее быстрое, порожистое, по каменистому ложу; ширина — меньше чем указывает Койет, — от 3-х до 150 сажен.

3. Поиски руд в Сибири только что начинались; сл. рассказ Ю. Крижанича (1680) А. Титов. Сибирь в XVII веке. М. 1890, стр. 191 — 194; М. П. Пуцилло, Указатель делам и рукописям, относящимся к Сибири. М. 1879, стр. 35.

4. сл. выше: Коллинс, стр. 14.

5. "Особый сорт винограда (Vitis amurensis Rupr), — замечает А. Ловягин, — встречается в Амурской области и далее к Великому океану". Ср. Ю. В. Бранке и Е. И. Любарский. Сок и вино из Амурского дикого винограда. Труды Дальневосточного Гос. университета, серия 5, вып. 4 (Владивосток, 1927). О плодовых деревьях в южной Сибири см. выше Коллинс, стр.16.

6. В подлиннике, по словам А. М. Ловягина — опечатка: Tars Rowa вм. Tsoessowa. Серебрянка — приток р. Чусовой. Койэт описывает один из существовавших путей с Камы за Урал: он шел по притоку Камы, Чусовой, "до устья впадающей в нее реки Серебрянки, по Серебрянке до Тагильского волока, волоком в 25 "поприщ" на р. Жеравлю, из р. Жеравли в Баранчу, из Баранчи в Тагил и из Тагила в Туру" (Сибирские летописи, Изд. Арх. Ком. СПб. 1907, стр. 11, 216, 314; Н. П. Загоскин. Русские водные пути и судовое дело в Допетровской Руси. Казань 1910, стр. 198 — 199.) Имелся, кажется, и другой вариант того же пути по притоку Чусовой — Сылве (Архангелогор. Летопис., стр. 177 — 178; А. Дмитриев. Пермская старина, вып. I, стр. 192). "Путем в Сибирь по Чусовой, по-видимому, пользовались уже казанские татары для сношений с Тюменью. Этим же путем в течение всего XVI в. производились зауральскими инородцами набеги на пограничные русские области" (С. В. Бахрушин. Очерки по истории колонизации Сибири в XVI и XVII вв. М. 1928, стр. 90). Однако, ко времени рассказа Койэта были распространены другие, более удобные пути из России в Сибирь.

7. О путях из Тобольска в Восточную Сибирь см. С. В. Бахрушин, op. cit. стр., 110 и сл.

8. Сведения Койэта неточны; здесь названы товары, получавшиеся из Китая и даже из Индии, — ревенный корень (Rheum I.), индиго — вероятно лакмусовый лишай (Lecanora tartarea), содержащий сильное красящее вещество и т. д.

10. Имеется в виду Верхне-Амурский край.

9.Имеется в ввиду Шилка, одна из двух рек, составляющих Амур, сл. ниже: Г. фон Горн, Жербильон. "Форма Хилка, — замечает А. М. Ловягин, — (в "Истории p. Амур" 1859, стр. 78); однако, здесь употребляются обе формы; про Афанасья Пашкова, строителя Нерчинска, сказано, что он "проехал чрез Байкал и Селенгою рекою и, оставив Селенгу, плыл рекою Хилком до Иргенского острога 4 недели", на Ингоде же "сделал новые большие досчанки, и плыл вниз по Ингоде и по Хилку до устья Нерчи реки 3 сутки, и тут построил Нерчинский острог меж рек Нерчи и Шилки"... "и тут Онон впадает в Ингоду, и в том месте те обе реки потеряют имена своя и именуются однем именем — река Шилка" A. Титов. Сибирь в XVII веке, стр. 106). Койэт имеет в виду не Хилку, каковое имя, действительно, имеет одна из небольших речек Амурской области (А. Кириллов. Географический и статистический словарь Амурской и Приморской областей. Благовещенск, 1894, стр. 477), но именно Шилку.

11."Никанское царство, про которое кое что "слухом слышали", упоминается и в "Наказе Афанасию Пашкову на воеводство в Даурской земле" 1655 г. ("Русск. Ист. Библ.", т. XV, стр. 3 сл.), — замечает А. М. Ловягин. Это наверное Япония (туземное название Ниппон)". Не могу согласиться с этим предположением: имеется ввиду не Япония, которая в русских источниках XVII века была известна именно под этим именем (сл. у Спафария 1675 г: "остров зело велик, именем Иапония", "Епонский остров" Ю. В. Арсеньев. Путешествие... Н. Спафария. СПб., 1882, стр. 153). а именно Китай. Один китайский солдат, взятый в плен русскими в 1652 г., рассказывал на допросе Хабарову, что народ, к которому он принадлежит называется у манчжуров Никан (Mueller. Samml. Russ. Gesch. II, S. 325; Дополи.. к Акт. Историч., т. III, стр. 367). "Витсен также знал об этом имени, из русских источников, и неоднократно упоминает о нем, приводя и его этимологию. Оно взято будто бы, с китайского языка и значит "негодный, нелепый, неловкий, неуклюжий", или "холоп" и "мужик". Так, в изд. 1705 г., стр. 64 он говорит, что татары (нюй-чжи), завоевавшие Китай, из презренья дали китайцам имя "никаны" или "никандры", означающее на китайском языке "холоп" или "мужик". В устах таких надменных завоевателей, как манчжуры, подобное название для покоренного народа представляется вполне естественным. Впрочем, как бы то ни было, а имя никан для китайцев перешло, с малыми видоизменениями, от манчжуров ко всем остальным инородцам Амурского края". (Л..Шренк. Об инородцах Амурского края. СПб. 1883, т 1, стр. 195 — 196). Ехавший в Китай Н. Спафарий, в 1675 г. встретился в Енисейске с недавно приехавшими туда из Китая русскими торговыми гостями; они передавали Спафарию, что в Пекине "торг их был зело некорыстен против прежнего, для того, что у китайцев началась война с никанским царством" (здесь идет речь о восстании южных провинций Китая против манчжурской династии, которым руководил Усан-Кей, оно было окончательно усмирено лишь со смертью последнего в 1679 г.). "И то никанское царство, — замечает Спафарий, — нет иного опричь старого китайского царства, потому что ныне есть лет с тридцать завладели китайским царством татары, а поколение царское бежало в дальние приморские китайские страны, и то ныне называют богдыхановы татары никанским царством. И ныне собрали они, никанские, войска, и посылал против них богдыхан дважды по сороку тысячу и все побиты от никанских. И ныне собирают новое войско и хотят посылать на никантов" (Путешествие, Изд. Арсеньева, стр. 170, 160). Точную справку о том, что называлось у нас "Никанским царством" дает также "Описание Сибирского царства" (1683): "А от Китайского государства на левую сторону к востоку, к море-океану, великое государство, китайским языком нарицают Никанское, иные же нарицают Великая Хина.. И то Государство Никанское паче Китайского Государства зело людьми и богатством, златом и серебром и камением драгим, шелком, камками и всякими алканы, благовонными травами и шафраном изобилсвует; мужеской и женской пол перед китайскими людми зело чист; и ныне он, никанской царь, с китайским царем воюются, а китайский царь чрез свое Китайское царство русских людей с товары для торгу не пропущает" (А. Титов, Сибирь в XVII в, М. 1890, стр 86, 87, 101). И. И. Лаппо ("Отзыв о труде В. А. Кордта: Материалы по истории русской картографии и т. д." Юрьев, 1908, стр. 16 — 21) кратко описал неизвестный до того чертеж Сибири, хранившийся в Военно-Ученом Архиве Главного Штаба: "Чертеж всей Сибири до Китайского царства и до Никаского": наверху карты означены "царство Никанское" (рисунок большого города, с зубчатою стеною впереди), царство китайское и "города бухарские" (Ср. "Материалы Военно-ученого Архива", Картографические материалы, вып. V, стр. 95, где эта карта почему то обозначена 1537 г.); по поводу этой карты Лаппо замечает; "Перед нами, несомненно, копия со старинной карты Сибири, а не ее оригинал, копия, сделанная в XVIII ст., по-видимому иностранцами... исходным пунктом для определения времени составления карты Архива может служить обозначение на ней Никанского царства, то есть Японии". Выше показано насколько такое толкование не соответствует истине.

12. "Название Laphajest y Койэта,- — замечает А. М. Ловягин, — кажется, можно понять лишь в смысле "Лавкаева" или "Лавкаевского городка". Это предположение совершенно правильно. Под “Лавкаевским городком" или улусом (в "Чертеже всей Сибири" — "Лапкаев городок" — см. А. Титов, op. cit., стр. 33) подразумевается одно из укрепленных местечек даурского князя Лавкая на Амуре. "Оно находилось на левом берегу Амура, у устья реки Урки, на месте, где теперь расположен Игнашинский поселок Амурский области, и было обнесено рвом, валим и деревянной стеною с башнями. Во время первого похода Хабарова на Амур в 1650 г. укрепление это было покинуто даурами, которые, узнав о приходе русских, бежали в ниже расположенные по Амуру места. Поэтому Хабаров, который нашел здесь много спрятанного жителями в ямах хлеба, занял его и, отправляясь в Якутск за подкреплением, оставил для охраны его 50 чел. из своей команды. В отсутствие его дауры напали на этот городок, но были отбиты казаками с успехом. Позднее, в 1672 или 1673 г , на этом месте основана была земледельческая слобода Игнашино" (А. Кириллов. Географическо-статистический словарь Амурской и Приморской областей. Благовещенск, 1894, стр. 223). Одним из трех городков Лавкая был также г. Якса, переименованный русскими в Албазин. В "Списке с чертежа Сибирский земли": "А Амуром-рекою вниз, мимо устья реки Черныя до устья реки, где бывает Лапкаев город, а ныне зовется Албанинской острожок" (Титов, ор. cit., стр., 48. Ср. И. И. Лаппо, op. cit., стр. 20 ел.) ел. ниже: Жербильон.

13. "чрезвычайно преувеличено, — замечает А. Ловягин. Высшая для Сибири цифра — 200 пудов ржи с десятины при высеве пудов в 10". В заключение отметим, что в главе 10-й книги Койэта, в весьма спутанном рассказе о Строганове (ср. замечания А. М. Ловягина, стр. 339), сказано: "Он (Строганов) первый открыл Сибирь великому царю и доставил ему власть над нею. Это земля — золотое дно его царского величества, как видно из следующего наглядного примера, который я здесь приведу. В Сибири есть река, называющаяся Леною, которая ежегодно доставляет налогов соболями на 90.000 рублей или дукатов" (стр. 340).

Текст воспроизведен по изданию: Сибирь в известиях западно-европейских путешественников и писателей. Т. 1. Ч. II. Иркутск. Крайгиз. 1936

© текст - Алексеев С. П. 1936
© сетевая версия - Тhietmar. 2005
© OCR - Ксаверов С. 2005
© дизайн - Войтехович А. 2001