№ 61-й. Отписка воеводы Андрея Зерзнева Палицына о поражении им между Новгородом и Русою немецких людей, при чем захвачены языки шесть человек, с приложением «листа» из Старой Русы от немецкого воеводы о размене пленных казаков на тело каптена Банера, убитого под Рамышенским острожком.

Государю, царю и великому князю Михаилу Федоровичу всея pycии холоп твой Ондрюшка Зерзнев Палицын челом бьет. В нынешнем, государь, в 122 году марта в— день посылал я, государь, посылку на немецких людей Семейку Балаку с товарищи. И атаманы, государь, и казаки Семейка Балака с товарищи Божьею милостью и твоим царским счастьем немецких людей побили многих межу Русы и Новагорода и привели, государь, ко мне холопу твоему живых немецких людей шесть человек; и я, государь, из них выбрав двух человек, писаря Томоса да Манцу Михайлова, послал к тебе; государю с теми же язычники с Микифором Костянтиновым да с Савельем Ивановым, а для провожанья посланы с ними казаки Яковлевы станицы Пашкова Ондрей Федоров да Семеновы станицы Долгово Михайла Нефедьев. Да марта, государь, в — день писали ко мне с Старыя Русы немецкие воеводы о размене невмецких людей, которые побиты под нашим Рамышенским острожком, и прислали, государь, немецкие воеводы ко мне лист, и я, государь, тот лист послал к тебе государю, царю и великому князю Михаилу Федоровичу всея pycии, подклея под сию отписку.

Помета: «сыскать прежнюю отписка, о чем писал, а тело велеть дать на обмену за казаков».

Пресветлейшево и высокорожденнаго государя королевича и великаго князя Карлуса-Филиппа Карлусовича величества и боярина и большого дворового воеводы Якова Пунтусовича Де-Лагарда волново господина ....ево великого боярина прапора ротмистр Ларенс Иванович Вагнер даю ведомо воеводе Ондрею Федоровичу Палицыну и челом бьет. Как приходил великий князь Лифлянтские земли князь Юлий Ондреевич и мы к вам под острог, и в те поры на приступе убили нашего каптена Банера и тело его взяли в острог, да прапорщиков да поручиков, и мы то знаем, что ты человек ратной и самому тебе мочно знать, что вам в мертвом теле никоторыя пользы нет, и о том тебе челом бьем, чтоб ты того каптена Банера мертвое тело и прапорщиков и поручиков велел нам дати на обмену, а мы по твоей любви против тово дадим тебе ваших казаков живых, которых вам любо. А которые у вас наши люди взяты в полон, и тебе бы их велеть беречь и побивать их не велеть и нужи им никоторыя не чинить; а которые ваши люди у нас взяты, и мы потому же их бережем и худа им никоторого не чиним, а то сделалось судом Божьим, то дело ратное: один человек бывает на коне и под конем, сево дни наших побили, а вперед над вашими тоже вскоре сделается, ратное дело, без тово не бывает. Да писал к тебе наперед сево я, Ларенс Вагнер, да гетман Юсты .. т: которые немецкие люди взяты у вас в языцех, и тебе бы со мною разменятца, и ты ко мне писал, что ты о том о указе писал к государю своему к Москве, и что тебе указ будет, и ты о том хотел мне отписать, да и по ся места о том не писывал ничего. И тебе бы ко мне отписати: хочешь ли с нами розменитца на своих людей, или нет, или наших людей (дашь) нам на выкуп на деньги, а мы против тово ваших людей дадим на обману или на деньги, чтобы ратные люди с обеих сторон дома были. А то бы тебе делать по крестьянски и битых людей на обмену дати; а будет на обмену не дашь, и ты бы, помнячи Бога, велел тело их погрести по достоянью честно, как в христианских обычаях ведетца; а слышали мы, что ваши люди наших людей, которых побьют, тело огнем сожгут или в воду вкинут, а тебе бы пожаловать, так не велеть сделати. А и сами мы ведаем, что ты так не сделаешь и тово ты не ведаешь, что они так делают, и о том бы тебе о всем велети нам ведомо учинити вскоре, чтоб нам про то ведати.

От царя и великаго князя Михаила Федоровича всеа pycии боярину нашему и воеводам князю Дмитрею Тимофеевичу Трубецкому с товарищи. Марта в 19 д. писал к нам из Рамышенскаго острожка воевода Ондрей Зерзнев Палицын и прислал лист из Русы от немецкаго воеводы от Лаврентья Вагнера, чтобы ему Вагнеру дати на обмену на казаков каптейна [99] Банера тело да поручиков и прапорщиков. И как к вам ся наша грамота придет, и вы бы воеводе нашему Андрею Палицыну кантейна Банера и поручиков и прапорщиков тело на обмену за наших людей велели дати, как бы нашему делу было прибыльнее и лутче. Писан на Москве лета 7122 марта в 21 д.

(Москов. ст. столбец №4, д. 4, лл. 161—165).