№ 539-й. Дело по челобитью воронежского стрелецкого сотника Р. Кулпинскаго о пожаловании его за службу и за привод языков, взятых на бою с литовскими людьми под Черниговом.

«... Бьет челом воронежской сотник стрелецкий Родька Кулпинской. По твоему государеву указу, велено мне быть на твоей государеве службе с воронежскими казаки в Трубчевске; и из Трубчевска послан был я с воронежскими казаки под Чернигов для языков, а велено мне идти, сшедся Новогородка-Северскаго с твоими государевыми ратными людьми; и мы сшедшися, не дошед Чернигова за семь верст, в селе Петрушкине твоим царским счастьем литовских людей побили и языки поимали. И как будем мы с теми языки от Чернигова отшед семьдесят верст, на реке на Снове, и из Чернигова нас на той реке дошли полковники Разсудовский с товарищи с литовскими людьми, и у нас с ними был бой и, Божиею милостию, а твоим царским счастием, мы на том бою литовских людей побили и языки поимали, а я на том бою тебе, государю, служил и бился явственно, убил двух мужиков, да взял языка черкашенина Ивашка Михалевскаго, и с теми языки я прислан с отписки, и того Ивашка Михалевскаго привел к тебе, государю, к Москве». Просит пожаловать его за явственную службу и за язычный привод.

Помета: «Выписать».

Розрядная выписъ. Из Трубчевска сеунщик и с языки сотник Родивон Кулпинской.

В нынешнем, в 141-м году, августа в 13 день писал к государю... из Трубчевска воевода Прокофий Измайлов: июля в 4 день, сослався в Новгородок-Северской с воеводою, [513] с Иваном Бобрищевым-Пушкиным, посылал он от себя сотника Родивона Кулпинскаго да атамана Ивана Арефьева, а с ними ратных людей, за рубеж в литовскую землю для промыслу над литовскими людьми; и июля в 22 день сотник Родивон Кулпинской да атаман Иван Арефьев с государевыми ратными людьми пришли в Трубчевск, а сказали, что в Черниговском уезде на реке на Снове приходили на них полковники Шапран, да Гацеевич да Александр Разсудовской, да Волк, а с ними польские и литовские люди и черкасы. И с теми де полковники и с польскими, и с литовскими людьми и с черкасы им и Новгородским головам и государевым ратным людям был бой, и на том бою многие литовские люди побиты и языки, и знамена и литавры поиманы, а взято в языцех литовских людей казаков 6 человек. И тех языков прислано к государю к Москве три человека; а на Москве те языки сказали: запорожские казаки. И с тою службою и с сеунчем и с языки прислан к государю к Москве сотник Родивон Кулпинской, а был он у ратных людей в промыслу. Да на том же бою сотник Родивон Кулпинской служил государю, взял литвина Ивашка Михалевскаго.

И государю... бьет челом сотник Родивон Кулпинской, чтоб государь его за службу и за взятаго языка пожаловал своим государевым жалованьем, как государю Бог известит. И выписаны на пример сеунщики:

В 140-м году прислан с Воронежа от стольника и воеводы от Матвея Измайлова с сеунчем воронежец Трофим Михнев, что посыланы с Воронежа в поход за воры за черкасы голова Ларион Камынин да он, Трофим Михнев, с ратными людьми и сошли воров черкас в Воронежских откупных вотчинах в Марковских вершинах; и воров черкас побили многих, а живых взяли черкас 13 человек. И за ту службу и за сеунч дано ему государева жалованья 10 рублей, да тафта, да сукно добрыя.

Да в нынешнем, в 141-м году, прислан с сеунчем из Новагородка-Северскаго от Баима Болтина Новагородка-Северскаго Любим Люшин, что приходили под Новгородок-Северской литовские люди от города три версты в Спасской монастырь, и за теми литовскими людьми посылан был голова Любим Люшин с ратными людьми, и, литовских людей сошли от города за 20 верст и литовских людей побили и языки поимали, а в языцех взяли черкас и желнер пять человек. И за ту службу и за сеунч Любиму Люшину дано государева жалованья камка, да сукно доброе аглинское.

Да в нынешнем же, во 141-м году, прислан с сеунчем из Новагородка-Северскаго от Баима Болтина Алексей Константинов. Посылал он в литовскую землю за рубеж голову его, Алексея Константинова, а с ним черниговцев и новгородцев детей боярских, и марта в 18 день голова Алексей Константинов с ратными людьми в Новгородок пришли, а сказали, что они с литовскими людьми сошлися в Новгородском уезде, на речке на Слывани, и с ними был бой, и на том бою многих литовских людей побили, а взяли в языцех литовских людей 12 человек. И за ту службу и за сеунч Алексею Константинову дано государева жалованья 10 рублей, да тафта добрая, да сукно аглинское.

Помета: «141 года августа в 21 день. Государь пожаловал за сеунч и за службу шесть рублей, да сукно аглинское доброе; язычное, дать по указу».

(Москов. ст. столб. № 102, лл. 308—313).