№ 440-й. Расспрос в Розряде литовских языков Ст. Дубровского да Яна Кошановского о польских вестях.

В нынешнем, в 141-м году, ноября в 11-й день писал ко государю окольничий и воевода, князь Лев Васильевич Прозоровский, и прислал языков литовских людей Станислава Дубровскаго да Яна Кошановскаго.

А в допросе сказали: «родом они поляки, Станислав Брянскаго повету, а Ян Зебринскаго повету, шляхтичевы дети; пришли они на Белую в прошлом, в 140-мъ году, о Рождестве Христове с поручиком с Войтехом с Пенским и были у него на Белой в пахолках и тому ныне десятой день, послал их с Белой пан их Войтех Пенской в Бельской уезд в поместье в деревню в Сорококоренье, от Белой 30 верст, а велел им к себе на Белую всякаго запасу, хлеба и мяса, и как они приехали в ту деревню Сорококоренье, и тое деревни мужики подали весть во Ржевской уезд к мужикам же и Ржевскаго уезда мужики, пришед в ту деревню, их поимали и привели в полки в... уезд на пустошь на Березу, от Белой 50 верст, к окольничему и воеводе, ко князю Семену Васильевичу Прозоровскому».

А вестей сказали:

На Белой ныне капитан и ротмистр немчин Филип Букол, а с ним людей:

С ротмистром Волком гайдуков 50 ч., с поручиком с Войтехом Пенским казаков конных 50 же человек, посадских литовских и русских людей 60 ч., а опричь того людей нет никаких.

А на Белой поставлен по старому городищу острог, вышиною сажени на полторы, а в остроге поставлен городок земляной невелик, вышиною выше острогу, а в городе и в остроге вода есть, выкопаны колодези.

А наряду на Белой 9 пушечек невеликих, и тот наряд весь поставлен по земляному городу, а в остроге наряду ничего нет.

Как де они поехали с Белой, и при них на Белой про приход к Белой окольничаго и воеводы, князя Семена Васильевича Прозоровскаго, и как взял Дорогобуж боярин Михайло Борисович Шеин ведома не было.

А начаются они того, как придет под Белую окольничий и воевода, князь Семен Васильевич Прозоровской, и литовские люди Белую ему сдадут, потому что многие литовские и русские люди в осаде сидеть не хотят, да и люди худы, хлеба и соли мало.

А что в Литве и в Польше делается и иных вестей больше того, сказали, не ведают.

(Москов. ст. столб. № 85, лл. 10—13).