№ 430. Отписка калужского воеводы об отсылке в Москву трех литовских языков из Серпейского уезда, с приложением их расспросных речей.

Калужский воевода Богдан Нагово в отписке, полученной в Розряде 31 октября, доносил: «октября в 9 числе посылал я из Калуги голову, Белевца Александра Воейкова, с сотнею за Серпееск в Деминскую волость, чтоб им добыть литовских языков для вестей; и октября в 21 д. прислал ко мне голова Александр Воейков с Мещенином, с Евстратом Кириловым, да с Серпуховитином, с Лукьяном Цвиленевым, с товарищи литовских языков трех человек, а взяты де те языки в Серпейском уезде в Деминской волости в розных деревнях; и Евстрат и Лукьян привели тех языков трех человек, а что мне в роспросе сказали, и те их роспросныя речи послал к тебе, государю, подклея под сю отписку, и тех языков отпустил с [407] Серпуховитиным с Лукьяном Цвиленевым и велел отписку и распросныя речи подати и тех языков объявити в Розряде твоим государевым дьяком, думному Ивану Гавреневу да Михаилу Данилову.

Распросныя речи. 141 г. октября в 24 д. привели в полк к стольнику и воеводе, к Богдану Михайловичу Нагово, в Серпееск Александровы сотни Воейкова Мещенин Евстрат Кирилов литвина Самойла, а взял де его в Серпейском уезде, от Серпейска верст с пятьдесят, в дер. Лашихине. А в роспросе тот литвин сказал: зовут де его Самойлом, прозвище Карташевский, родом де Москвитин, а взят де яз в Литву маленек, и отца де и матери яз не помню, а был де яз испомещен в Серпейском уезде в дер. Круглой; а как де яз был в Смоленску, тому седьмая неделя, и про короля де яз не ведаю ничего, а в Смоленске де воевода Гасевской, да товарищъ пан Самойла Соколинский, а людей де с ними в Смоленску четыре хоронги гусар, да волочных казаков триста человек, да с гайдуки четыре ротмистра, а сколько с ними людей, того де он не ведает; а про сборы литовских людей ничего не ведает.

Литвин Янька, прозвище Коурский, а взял его Ярославца-Малаго Богдан Яцкий; а в роспросе тот литвин сказал: про короля де я ничего не ведаю и про смоленския вести ничего ж не ведаю.

Казак Якубой, а испомещен де яз был в Смоленском уезде; а как де яз из Смоленска, тому седьмая неделя, и про короля де яз и про сборы литовских людей ничего не ведаю. А в Смоленску де людей с Гасевским: гайдуков четыреста человек, да казаков триста человек, да немцев двести человек. А взял его Серпуховитин Лукьян Цвиленев.

Помета: «Отписать, что прислал языки, и то ведомо».

(Москов. ст. столб. № 79, лл. 304—307).