№ 53-й. Отписка воеводы Ф. Плещеева о присылке к нему от головы Ильи Наумова взятых казаками на бою на Олонце, вместе с Барай мурзою, языков шести человек и об отсылке их в Москву.

Государю, царю и великому князю Михаилу Феодоровичу всея Русии холоп твой Федка Плещеев челом бьет. Февраля, государь, в — день писал ко мне холопу твоему голова Илья Наумов Ермолины станицы Терентьева с ясаулом Федором Ослоповским; генваря, государь, в 29 день пришел он с ратными людми на Серманской, и тут де, государь, слух их дошел, что немецкие и Литовские люди пришли на Олонец и хотели идти в Олександров монастырь; и по тем де, государь, вестям он Февраля в 3 день, прося у Бога милости и свестяся с Бараем мурзою и с головами, посылал на Олонец под черкас двух атаманов; Федора Бронникова да Ермолу Терентьева с станицами; Февраля ж де, государь, в 4 день твои государевы люди и черкасы сошлися на Олонце и Божьею де, государь, милостью и твоим государевым счастьем твои государевы люди черкас многих побили и языки поймали, а его де, государь, Ильина, полку люди Федоровы станицы Бронникова да Ермолины станицы Терентьева казаки привели к нему в языках пятнадцать человек черкас и он, государь, распрося, тех языков шесть человек и их распросныя речи и послужные списки прислал ко мне холопу твоему на Тихвину, а иных де, государь, языков велел он у себя вершить, потому что больно ранены, и я холоп твой те языки и их роспросныя речи и послужные списки послал к тебе ко государю Бежецкого Верху с Акинфием Масловым, да с Кашинцом с Ильею Львовым, да Обонежския пятины со Сталыдом с Качаловыми, да с казаком Федоровы станицы Бронникова с Веригою Яковлевым того же числа.

Помета: «Пытать, вершить тотчас».

От царя и великаго князя Михаила Федоровича всея Русии Барай-мурзе Алеевичу Кутумову. Февраля в 19 день писал к нам с Тихвины воевода Федор Плещеев; генваря де в 29 день приходили изгоном на Олонец черкасы и немецкие люди, а на Олонце де в острожке стояли Захарей Страхов и атаманы и казаки, и с черкасы де и немецкими людьми бой у них был, и Божьею милостью и нашим царским счастьем тех черкас и немецких людей многих побили и языки и знамя поимали и из Олонца де и из острошка атаманы и казаки отошед стали на реке на Верге в деревне Наглинской, потому что пришли на Олонец немецкие и литовские люди, а вы де и Тихвинские сидельцы, отошед от Ладоги, стали в Рожественом погосте на Паше и на Серманске. И как к тебе ся наша грамота придет, и ты бы со всеми людьми над черкасы и над немецкими людми, прося у Бога милости, нашим делом промышлял, сколько Бог помочи подаст, смотря по тамошнему делу. И что у тебя вперед учнет делатца и что каких вестей будет, и ты бы о том почасту к нам писал, чтобы нам про [87] все было ведомо. Писан на Москве лета 7122 Февраля в 20 день.

К Сюю же Мурзе послана такова же грамота да припись в ней подклеена под сею же грамотою.

От царя и великаго князя Михаила Федоровича всея Русии атаманом Михаилу Титову да Михаилу Рачину и всем атаманом и ясаулом и казаком, которые стоят на нашей службе на Олонце в острожке. Февраля 19 день писал к нам с Тихвины воевода Федор Плещеев; генваря де в 29 день приходили на Олонец изгоном черкасы и немецкие передовые люди восемьсот человек, а на Олонце де в острожке стояли Захарей Страхов, да вы атаманы и есаулы и казаки, и у вас де с черкасы и с немецкими людьми бой был, и Божьею милостью и нашим царским счастьем тех черкас и немецких людей многих побили и языки многие и знамена поимали, и то сделалось милостью Божьею и нашим царским счастьем, а вашим раденьем и службою. И как к вам ся наша грамота придет, и вы б вперед нам служили и нашим делом промышляли, сколько вам милосердый Бог помочи подаст, а ныне бы есте шли во сход к Барай-мурзе Кутумову и сшодшися с Барай-мурзою и свестяся с атаманы и с казаки, шли на черкас и на немецких людей, и над черкасы и над немецкими людьми промышляли и поиск учинили, сколько милосердый Бог помочи подаст, чтобы вашею службою и раденьем над черкасами и над немецкими людьми поиск учинился; а будет боярин наш и воевода князь Дмитрей Тимофеевич Трубецкой велит вам идти к себе или где велит идти на черкас и на немецких людей, и вы бы боярина нашего и воеводу князя Дмитрея Тимофеевича Трубецкого во всем слушали. А мы вас за вашу к нам прямую службу и раденье пожалуем нашим царским жалованьем и службу вашу учиним памятну. Писан на Москве лета 7122 Февраля в 20 день.

Такова грамота послана Федоровы станицы Бронникова с казаком с Веригою Яковлевым, марта в 1 день.

От царя и великаго князя Михаила Феодоровича всея Русии атаманом и ясаулом и казаком, которые были на нашей службе под Ладогою с Барай-мурзою Кутумовым. Февраля в 19 день писал к нам с Тихвины воевода Федор Плещеев: генваря де в 29 день приходили на Олонец изгоном черкасы и немецкие передовые люди восемьсот человек, а на Олонце де в острожке стояли Захарей Страхов да атаманы и есаулы и казаки Михайло Титов да Михайло Рачин с товарищи, и у них де с черкасы и с немецкими людми бой был, и Божьею милостью и нашим царским счастьем тех черкас и немецких людей многих побили и языки многие и знамена поимали, а ныне де они, отошед от Олонца, стоят на реке на Вере в деревне Наглинском. И как к вам ся наша грамота придет, и вы б с Барай-мурзою Кутумовым шли на тех черкас и на немецких людей и, прося у Бога милости, над ними нашим делом промышляли и поиск чинили, сколько милосердый Бог помочи подаст, смотря по тамошнему делу, а мы вас за вашу службу пожалуем нашим жалованьем, смотря по вашей службе. Писан на Москве лета 7122 Февраля.

(Московок, ст. столб. № 4-й, д. 4, лл. 151—156).