№ 393-й. Отписка Лебедянского воеводы о приходе татар в Русь и об ослушании Лебедянских уездных людей идти в осаду в город, с приложением доездных памятей.

Лебедянский воевода Иван Скорняков-Писарев в отписке, полученной в Розряде 3 сентября, доносил, что он получил вести, будто татары в количестве 30,000 чел. августа в 8-й день приступали к Ливнам с утра до ночи, а с приступа стали на стан на р. Сосне. «И я по тем вестям послал в Лебедянский у. в монастырския вотчины, и в дворянския и в детей боярских поместья и в казачьи слободы лебедянских пушкарей и казаков высылать тех монастырских вотчин, и дворян и детей боярских поместий и казачьих слобод в город Лебедянь в осаду с женами и с детьми и с запасы детей боярских, и лебедянских казаков, и монастырских вотчин и дворянских поместий прикащиков, и старост, и [386] крестьян и подымовных людей; и Лебедянскаго у. всякие служилые, и уездные и подымовные люди в осаду на Лебедянь с женами и с детьми и с запасы не поехали, и многажды по вестем воинских людей я посылал выбивать в осаду, и они в осаду с женами, и с детьми и с запасы не едут никаков человек, потому что на Лебедяни острожек худ, во многих местех повалился, и башни погнили, и мосты в башнях и по острожку все обвалились и тарасы розволялись, а без твоего государева указа острожку лебедянские всякие люди не поделывают. И лебедянские пушкари и казаки, которые ездили в Лебедянской у. высылать в осаду, принесли ко мне доезды за отцов своих духовных руками, и я те доезды, подклея под сею отписку, послал к тебе, государю к Москве...»

Доездныя памяти.

I. Лета 7140 г. августа в 10 день. По государеву... указу, по наказной памяти воеводы Ивана Григорьевича Скорнякова-Писарева ездили мы, лебедянские казаки, Артемий Первой с товарищи, в Лебедянский у. Спасскаго и Чудова монастырей в вотчины, и в Иваново поместье Бобрищева-Пушкина, что была преж сего вотчина Николы Добренскаго монастыря, в село Доброе городище, и в Ратчину и в Колину поляну высылать в осаду в город на Лебедянь по вестем воинских людей татар прикащиков и крестьян с женами, и с детьми и с запасы, и тех монастырских вотчин старосты, и целовальники и крестьяне учинились сильны, не послушали, в город на Лебедянь не поехали. А прикащик Спасской вотчины нам, казаком, отказал: «в осаду де нам не бывать, у нас де свой острожек! а скажите де воеводе, чтоб прислал к нам сотни две нас в вотчине здесь оберегать!...»

II. ...Ездили мы, лебедянские пушкари, Максим Золотарев с товарищи, в Лебедянский у. в Борисово, да в Семеново, да в Стегшново поместье Вельяминовых, в село Лодыгино, высылать в город на Лебедянь того села крестьян с женами, и с детьми и с запасы в осаду по вестям воинских людей татар; и того села Лодыгина прикащик Пимин и крестьяне учинились сильны, нам, пушкарем, отказали: «в город к нам на Лебедянь не бывать, у нас де и своя крепость, что на Лебедяни!»

Помета в отписке: «Выписать».

(Москов, ст. столб. № 79, лл. 11 — 15)