№ 277-й. Дело по отписке Мосальского воеводы, с приложением челобитной Мосальских беломестных казаков, о насильствах, чинимых им в Калуге дворянами и детьми боярскими.

Мосальский воевода Иван Бутурлин в отписке, полученной в Розряде 14 июля 1630 г., донес, что Мосальские беломестные казаки подали ему в съезжей избе челобитную, которую он при отписке прислал в Москву.

Челобитная: .... «Бьют челом Мосальские беломестные казаки, Петрушка Карпов во всех место Мосальских беломестных казаков. По твоему государеву указу твой государев стольник и воевода Иван Иванович Бутурлин посылает нас к тебе, государю, к Москве с отписки и в Калугу для твоего государева дела с отписки, и для своих нужд в Калугу мы бродим, и в Калуге к нам дворяне, и дети боярские и всяких чинов люди, поклепав, приставливают в поклепных искех и в холопстве, и на дороге грабят; и твой государев стольник и воевода Иван Иванович Головин нас сильно велит к суду перед себя приводить и перед собою велит в поклепных во всяких искех и в холопстве отвечать, и с суда в тюрьму сажает и за приставы отдает, и нам от их напрасных поклепных исков и грабежа продажа и убытки чинятся великие». Просят запретить судить их в Калуге, а судить их во всяких делах Мосальскому воеводе, у коего они в полку.

На отписке помета: «Отписать в Мосалеск, велеть подлинно написать, кто на ком и какого дела в Колуге искали, и сколь давно и чем те дела вершились».

Государева грамота в Мосальск воеводе послана 24 июля 1630 г., а в ней писано: «.... и как к тебе с наша грамота придет, и ты бы тем Мосальским казаком велел написать подлинно, кто именем дворян, и детей боярских и всяких чинов людей на ком на казакех и сколь давно каких дел искали и чем те дела вершилися, или кто кого ограбил или какую кому продажу учинил, да о том о всем отписал к нам подлинно». В ответе на грамоту Мосальский воевода при отписке, полученной в Розряде 13 сентября 1630 г., прислал челобитныя Мосальских беломестных казаков.

Челобитныя.

I. «.... Бьет челом Мосальской казак Ларка Карпов. Жалоба, государь, мне на воротынцев, на Василья Богданова сына Матова да на Гаврила Афонасьева сына Тургенева. В прошлом, в 135 г., имал по меня тот Василий Матов твою государеву грамоту из Казачья приказа в Калугу к воеводе, ко князю Василью Борятинскому, да к дьяку Петру Данилову, называючи меня своим холопом; да в прошлом же, в 136 г., тот Василий Матов имал по меня твою государеву грамоту из [310] Казачья же приказа в Мосалеск к воеводе, к Семену Васильевичу Волынскому, в холопстве, и по твоей государеве грамоте я на поруки дан и за поруками стал на Москве в Казачье приказе к ответу в холопстве. И я жил на Москве и становился в Казачье приказе по вся дни шесть недель, а тот Василий Матов в Казачье приказе не стал и на мне холопства не искал, и по моему челобитью поручная запись из Казачья приказа мне выдана; а проторей мне и убытков от того Василья Матова стало на Москве полчетверти рубля с гривною. Да в прошлом, в 138 г., за неделю до Петрова дня, стольник и воевода Иван Иванович Бутурлин послал из Мосальска к тебе, государю, к Москве с отписками братишка моего, Мосальскаго казака Трушку Карпова, и грехом братишка мой Трушка в Калуге разболелся; и я поехал по него в Калугу и, взяв его больнаго, повез в Мосалеск, и как отъехали мы от Калуги пять верст к речке Грязне, и встретились с нами тот Василий Матов да Гаврила Тургенев и учали нас бить и грабить, а грабежу снял с меня Гаврила Тургенев пять рублей денег...., а тот Василий Матов, связав меня, называючи своим холопом, отвез в Калугу к себе на подворье, а с подворья привел в съезжую избу. И стольник и воевода, Иван Иванович Головин, да дьяк Петр Данилов, спросив меня по его Васильеву челобитью, отдали меня за пристава; и пристав, по его Васильеву наученью, учал ковать и теснить накрепко, и сидел я за приставом скован четыре недели и стало мне убытка, опричь дорожнаго, и грабежа, и боя и увечья, в Калуге: подъячий съезжей избы Сенька Баженов взял у меня два рубля с гривною, да пристав взял двадцать алтын с алтыном, да от поручной записи взяли у меня два алтына». Просит по его челобитью указ учинить, «чтоб с государевой службы из Мосальска розно не розбрестись».

II. Мосальский казак Петр Карпов в своей челобитной жалуется на грабеж его Гаврилой Тургеневым, когда он, больной, ехал с братом своим из Калуги в Мосальск; «а грабежу с меня снял: девять рублей денег с четвертью, да зипун бел, сермяжной, цена зипуну рубль, да кафтан бараний, нагольный, шубный, цена кафтану сорок алтын без гривны, да шапку лазоревую... .да кушак бумажный с ножем, а цена шапке, кушаку и ножу рубль, да седло с войлоки да епанчу...., а цена седлу, и войлокам и епанче сорок алтын, окроме моего боя и увечья».

Просит по его челобитью указ учинить.

III.... «Бьет челом Мосальский беломестный казак Афонька Иванов сын Кузнец. Жалоба мне на калужскаго стрельца Андреева приказа Темкина, на Ивана Филипова. В прошлом, в 136 г., давал я Московскаго уезда Николы Чудотворца стараго работнику, а своему братишке родному, Федьке Иванову себе на покупку одинадцать рублей с полтиною денег; и в прошлом же, в 136 г, генваря в 18 числе ехал братишка мой, Федька, ко мне в Мосалеск а вез деньженок моих ко мне, Афоньке, что давал я ему себе на покупку, восемь рублей да покупки на полтора рубля рыбы. И как будет братишка мой Федька в М... ском уезде, проехав село Велино, а тот Калужский стрелец, Иван Филипов с товарищи, стояли о ту пору в том селе Велине на заставе, и тот Калужский стрелец, Иван Филипов с товарищи, братишку моего, Федьку, учал грабить, а грабежу взял у братишки моего моих, Афонасьевых, десять рублей деньженок, да рыбы: осетра да три семги, на полтора рубля». Просит по его челобитью указ учинить.

На отписке помета: «139 г. сентября в 19 д. Указал государь на Мосальских казаков по городом, в Колуге и в иных городех, где их по государеву указу для вестей розных посылают и для покупки ездят, суда на них не давать; а кому на них чего искать, и государь указал их судить на Москве. А будет меж городскими ратными людьми: дворяны, и детьми боярскими, и атаманы, и казаки, и стрельцы и всякими жилецкими людьми лучится что, и их указано судить воеводе».

Государева грамота в Мосальск послана (имеется только начало ея).

(Москов. ст. столб. № 54, лл. 276—290).