1578 года.

№ 27-й. Роспись, где стояли в поле головы в 85 году для береженья от прихода воинских людей, и боярский приговор, где стоять им в 86 году.

Роспись, в которых местах головы на поле стояли для береженья от приходу воинских людей в прошлом в 85 году с весны и до зимы, переменяясь по месяцом; а стояли по два месяца, опричь приезду, а люди с ними были дети боярские и казаки из украиных городов по росписи; а в которых местах и хто имяны голов на поле стояли по местом, и из которых городов, и по кольку человек с ними детей боярских и казаков было, и до коих мест от голов станицы ездили; а се тому роспись:

В 1 месте стояли головы на поле на Донце на Северском усть Уд с весны бряньчанин Игнатей Ондреев сын Тютчев, а велено ему на поле итти из Рыльска, и Игнатей стал в Рыльску на Велик день апреля в 8 д., а из Рыльска пошол на срок на Радуницу апреля в 15 д., а на Донце стал апреля в 24 д., [48] шел 10 д., а людей с ним было Стародубцов, Новагородка Северского, Почапцов, Болхович, всего детей боярских 63 человека, да казаков из Новосили, да из Орла 30 человек, по 15 человек из города, всего 93 человека.

Игнатья обменил брянчанин Иван Семичев, стал на срок в Рыльску в четверг на другой неделе Петрова поста, июня в 13 д., а на Донце стал июля в 1 д. в Рыльску жил и до Донца шел пол 3 недели; а людей с ним было детей боярских Брянчан, Стародубцов, Новагородка Северского, Карачевцов, Болхович всего 49 человек, да казаков из Новосили да из Орла 30 человек, по 15 человек из города, обоего 79 человек.

Ивана обменил брянчанин Офонасей Панютин, стал на срок в Рыльску в 1 среду по госпожин дни, августа в 21 д., а на Донце стал сентября в 1 д., шел до Донца до Се-верского 10 д., а людей с ним было детей боярских Брянчан, Стародубцов, Карачевцов, Болхович всего 39 человек, да казаков из Новосили да из Орла 30 человек, по 15 человек из города, обоего 69 человек.

А розъезд станицам от тех голов был на право по берегом до верх Арели, а налево вниз по Донцу до усть Оскола и до Святых гор и до Великого перевозу и до усть Айдара, а посылали головы в станице по 6 человек, пропущая меж станиц по 3 дни, а с вестми станичником велено бегати, которые переедут сакму воинских людей верх Берестовые через Муравской шлях, 3 человеком на усть Уд к головам, а другим трем человеком бежати с вестми в Путивль, а поспеют в Путивль о дву конь в четыре дни; а которые станичники переедут сакму воинских людей вниз по Донцу, едучи к Осколу и к усть Айдару, и тем станичником 3 человеком бегати с вестми к Солове к усть Уде, а другим 3 человеком в Новосиль, а поспеют в Новосиль о дву конь с вестми в 7 д. перед большими людьми до приходу воинских людей к украине за десять день и больши, да те ж Донецкие стоялые головы посылали от собя дозорщиков дозирати детей боярских добрых человека по два или по три Путивльских Донецких сторож направо, которые стоят верх Мжа и Коломака, а налево вниз по Донцу на Шибалинском, на Обышкинском, на Болыклейском, на Изюмском перевозе.

В другом месте головы стояли на поле на Осколе усть Убли с весны из Олексина Богдан Дашков, стал на срок на Дедилове на Велик день апреля в 8 день, а на Осколе стал апреля в 22 день, а людей с ними было Тулян, Пловлян и Соловлян Мецнян 38 человек детей боярских, да казаков с Дедилова, да с Кропивны 20 человек, по 10 человек из города, обоего 58 человек.

Богдана Дашкова обменил с Коширы Михайло Есков, стал на срок на Дедилове в середу на другой неделе Петрова поста июня в 12 день, а на Осколе стал июня в 22 день, на Дедилове был и до Оскола шел 11 денъ, а людей с ним было Тулян, Пловлян, Соловлян, Орлян всего детей боярских 34 человека да казаков с Дедилова да с Кропивны 20 человек по 10 человек из города.

Михаила Ескова обменил с Коширы ж князь Юрьи княжь Михайлов сын Мещерского, стал на срок на Дедилове в последней овторник перед госпожиным днем августа в 13 день, а на Осколе стал в тот же день по госпожине дни августа в 22 день, на Дедилове жил и до Оскола шел 11 день; а людей с ним было: Тулян, Мецнян 38 человек, да казаков с Дедилова да с Кропивны 20 человек, по 10 человек из города, обоего 58 человек. А розъезд станицам был: на право к верх Корочи и Кореии, проезду два днища, а назад тоже; а с вестми тем станичником бегати в Новосиль, а поспеют о дву конь в три дни; а налево станицы от голов ездили мимо Котельские верхи до верх Волуйки, проезду полтретья днища, а назад тоже; а с вестми бегати в Новосиль, а поспеют о дву конь в пятой день. А съезжались те станицы с теми станицами, которые станицы доезжали до верх Волуйки с другие стороны с Дону от усть Богатово Затону.

В третьем месте стояли головы на поле на Дону усть Богатово Затону с весны; с Рязани Иван Федоров сын Дуванов, стал на срок в Рязском на срок на Велик день, апреля в 8 день, а на Дону стал усть Богатово Затону апреля в 21 день; а людей с ним было: Мещерян, Рязанцов, Ряшан детей боярских 36 человек, да Бордаковских татар 6 человек, да казаков из Рязского да из Донкова 20 человек, всего 62 человека.

Ивана обменил с Рязани ж Григорей Вердеревской стал в Рязском на срок на — в

пятницу июня в 14 день, а на Дону стал усть Богатово Затону в неделю июня в 22 день,

жил в Рязском и на Дону стал 9-м днем, а [49] людей с ним было: Мещерян, Рязанцов, Ряшан детей боярских 45 человек, да Бордаковских татар 6 человек, да отоманов Рязанских 14 человек, да казаков из Рязского да из Донкова 20 человек, по 10 человек из города, и всего 85 человек.

Григорья обменил Рязанец Василей Вердеревской, стал на срок в Рязском во вторник перед госпожиным днем августа в 13 день, а на Дону усть Богатово Затону стал в тот же день по госпожине дни августа в 22 день; а людей с ним было: детей боярских Мещерян, Рязанцов, Ряшан всего 48 человек, Бордаковских татар 6 человек, отоманов Рязанских 15 человек, да казаков из Рязского да из Донкова 20 человек, по 10 человек из города, и всего 89 человек.

А розъезды станицам были от тех голов на право за Дон в верх по Тихой Сосне с левую сторону Сосны до верх Волуйки, проезду пол 3 днища, а назад тоже, а Волуйка впала в Оскол; съезжались те станицы с теми станицами, которые к тем урочищам приезжали от Оскольских голов; а с вестми бегати тем станичником в Донков, а поспеют в 6 день; а налево ездили станицы вниз по Дону по Рязанской стороне к верх Тулучеевой до Меловых гор; съезжались те станицы с теми станицами, которые к Меловым горам приезжали от голов из под Тилеорманского лесу, а с вестьми станичники бегали которые преезжают сакмы на первой день в Рязской, а поспеют в четыре дни, а только переедут на другой или на третей день, тем бежати с вестми в Шатцкой, а поспеют в шестой день.

В четвертом месте головы стояли меж Дону и Волги под Тилеорманским лесом с весны; из Мещеры станичная голова Посник Башкин с товарыщи стал на месте апреля в 29 день, а людей с ним было его товарыщи да отоманы Мещерские да Мордва Цненская, да Мокшанская да Шатцкие казаки всего 56 человек.

Посника обменил Борис Свищев, стал на срок в Шатцком в другое Воскресенье Петрова поста июня в 16 день, а на месте стал июля в 13 день, а людей с ним было дети боярские его товарыщи станичники да отоманов Донские, да Мордва Цненская да Мокшанская, да Шатцкие казаки, всего 56 человек.

Бориса обменил станичная голова Рохманин Вышеславцов, стал на срок в Шатцком на Семен день сентября в 1 день в неделю, а на месте под Тилеорманскимъ лесом стал в пятницу на другой неделе после Семена дни сентября в 13 день; а людей с ним было: детей боярских его товарыщев станичников да Мордвы Цненские да Мокшанские, да Шатцких казаков всего 55 человек;

А розъезды станицам от тех голов были: направо в верх по Елани да к верх Тулучеевой до Меловых гор; съезжались те станицы с теми станицами, которые станичники приезжали к Меловым горам от голов от усть Богатово Затону, а налево розъезды были станицам к Волге до Змеева Камени, которой камень лежит против Медвежья острова усть Керешки, а с вестми станичники бегали, которые переезжали сакмы воинских людей едучи к Меловым горам — в Шатцкой, а которые станичники переезжали сакмы воинских людей едучи к Волге к Медвежью острову, те станичники половина их бегали с вестми к головам под Тилеорманский лес, а другая половина бегала в Темников.

86 году говорили бояре но тем же ли местом головам на поле для береженья стояти, или по иным местом, и людем с ними быти по прежней ли росписи или с прибавкою.

И боярин Никита Романович Юрьев да диак Василей Щелкалов, росписи головам прошлово 85 году слушали, а выслушав, приговорили: головам на поле стояти для береженья от приходу воинских людей по старым местом, в которых местех наперед того в прошлом в 85 году головы стояли, а людем с ними приговорили быти по прежней же росписи, по кольку человек детей боярских и казаков и из которого города с которою головою в котором месте было, а подлинно роспись писана выше в 85 году. А головы на поле выбраны которым стояти по розным местом для береженья от приходу воинских людей на Донец на Северской усть Уд голова на первую статью брянчанин Федор Толочанов, на другую статью Федора обменити из Серпейска Никифор Степанов сын Давыдов, на третью статью Никифора обменити из Серпейска же Ондрей Олександров сын Давыдов.

На Осколе усть Убли головы из Серпейска на первую статью Павлин Братцов, на другую статью Павлина обменити с Коширы Юрьи Тутолмин, на третью статью Юрья обменити с Коширы ж князь Григорей княжь Григорьев сын Котов Мещерского.

На Дон усть Богатово Затону головы на первую статью с Рязани Василей Олександров [50] сын Кобяков, на другую статью Василья обменити с Рязани ж Данилу Колтовскому, на третью статью Данила обменити Василей Никитин сын Вердеревской.

Меж Дону и Волги под Тилеорманским лесом стояти для береженья из Мещеры станичным головам на первую статью с весны Рохманину Вышеславцову с товарыщи, на другую статью Рохманина обменити Поснику Башкину, на третью статью Посника обменити Борису Свищеву.

А срок головам приговорен стати по городом на Велик день, а из городов по местом пойти с Радуницы, а стояти им переменяясь по два месяца, опричь проезду; а станицам из Путивля велено ехати по прежнему апреля с 1 числа; а сторожем Путивльским по Донецким сторожам быти и из всех украиных городов месячным сторожем по сторожам быти с того ж сроку апреля с 1 числа; а ездити станицам Путивльским из Путивля по росписи вниз по Донцу до усть Айдара, а по вестем, как почаяти царева и больших воинских людей приходу на государевы украины, и станицам ездити сверх росписи к верх Тору и Миюсу и к верх Самари и Арели и к Днепру к Песьим костям.

А Тульским станицам ездити по вестем, как почаяти царева и больших воинских людей приходу на государевы украины, ко Мжу и к Коломаком на Муравской шлях; а Рязанским станицам ездити по вестем, как почаяти царева и больших воинских людей приходу на государевы украины, к Донцу к Северскому к Великому перевозу и к Святым горам; а Мещерским станицам ездити по вестем, как почаяти Крымских и Нагайских больших воинских людей приходу на государевы украины, ездити вниз по Дону к Клеткам и до Переволоки до Волжские и ниже, где ходят Ногайские люди в Крым и из Крыму в Ногай и перелазят Дон на Крымскую сторону и из Крыму на Ногайскую.

(Москов. ст., кн. № 1-й, л. л. 253—268).